четверг, 7 декабря 1995 г.

Е.Дрозд о зарождении системы взаиморасчетов

Субхи, привет!
Ну, вот отпечатал первую из отсканированных статей. Думаю, что остальные статьи не надо перепечатывать, т.к. она уже не про ЦНИИ АСУ совсем. А про развитие КПА-ТКП. А это уже совсем другая история.
Если кто захочет, я, конечно, напечатаю.
Женя


В лабиринтах взаиморасчетов

Автор: Евгений Дрозд, заместитель генерального директора КПА, к.т.н.
Опубликовано в журнале «Авиакомпания», №2, 1995 г., с.16-17

Начало: погас свет в конце туннеля
Вспоминается недавнее время – начало 90-х годов, в стране полным ходом идет перестройка. В «Известиях», «Правде», ведомственной печати и на телевидении – лавина критики по поводу валовых показателей. Существовали такие показатели и в Аэрофлоте – приведенный тонно-километр и отправки; на основе этих показателей и доходных ставок формировались совсем условные доходы авиапредприятий.
Рынок настойчиво стучался в дверь социалистической «перестройки»: в 1991 году в гражданской авиации ввели понятие «товар – деньги» и соответствующий документ под названием «товарно-денежная накладная», с помощью которого в целой отрасли начисление доходов максимально приблизилось к фактической (и все-таки расчетной) выручки от продажи перевозок.
То есть как поработало авиапредприятие, так и должно (хотя и не обязательно) получить, а вся выручка тогда, как известно, перечислялась на единый счет МГА. У МГА же заботы и о заводах, и о науке – расходов много.
Кстати о науке. В те годы в Риге существовал Центральный НИИ АСУ гражданской авиации, который и разрабатывал, и участвовал во внедрении механизма «почти прямых взаиморасчетов». Для развития и совершенствования системы взаиморасчетов в 1991 году по предложению начальника ЦНИИ АСУ ГА Э. Махарева на базе трех отделов был создан Институт коммерческих систем на воздушном транспорте (ИКС ВТ). Помню, как резало слух у части руководства ЦНИИ буржуазное слово «коммерческих».
Начало 90-х годов – это еще и время разделения Аэрофлота на ряд независимых авиакомпаний, аэропортов, агентств и авиатехнических комплексов, приобретающих статус юридических лиц различных видов собственности с отдельными банковскими счетами. ЦНИИ АСУ ГА по-прежнему регулярно собирает в Риге первых лиц управлений ГА для согласования плана и расписания движения самолетов. И вдруг в самом конце 1991 года «в воздухе запахло жареным»: скоро не будет МГА (а через несколько дней не стало и СССР).
Собравшись на очередном совещании в Юрмале 11 декабря 1991 года, представители авиакомпаний, агентств, аэропортов и других организаций решили: начать с 1 января 1992 года переход на прямые взаиморасчеты при выполнении полетов на внутренних авиалиниях.
Самое страшное заключалось в том, что не стало единого собирательного счета МГА по выручке, а авиапредприятия единой отрасли оказались в различных государствах. До сих пор не понимаю, почему всё-таки (на каком основании) авиакомпании совершали полеты в другие независимые государства, не получая к тому же ни копейки? Думаю, что никто не верил в суть происходящего: как это так – летали-летали, дружили-дружили, весь Аэрофлот – одна интернациональная семья, и вдруг…
Итак, в конце декабря 1991 года все поняли: надо жить по-другому, по-старому уже никак нельзя. Институт на этом совещании изложил свой взгляд на методы и варианты перехода к взаиморасчетам между агентствами и авиакомпаниями. Рассматривались два различных варианта: международная или «своя», отличная от международной, технология взаиморасчетов.
«Своя» оказалась ближе. И не потому, что мы (всё ещё «советские») совсем другие, чем они, а потому, что система бронирования у нас «своя» и не стыкуется ни с одной другой аналогичной системой мира: у нас при движении пассажира с пересадкой тарифы по участкам складываются, а у них существует (забытая у нас) система прорейта; у нас билет имеет только одну копию (для агента), а у них каждый участник – свой купон и т.д. Технических, технологических, организационных отличий было (и есть до сих пор)столько, что одним махом впрыгнуть в «цивилизованный» мир или даже сблизиться с ним не было никакой возможности.

Комментировать в Facebook

Комментариев нет: