Историческая справка об автоматизации системы формирования расписания движения воздушных судов
До конца 50-х годов прошлого века уровень развития Гражданской авиации в СССР с точки зрения объёма пассажиропотока, развития инфраструктуры аэропортов, агентской сети, оснащенности воздушными судами (Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ан-2) и т.д. был не высок. Принцип формирования расписаний был следующим: проекты расписаний формировались в летных отрядах, проходили экспертизу и утверждение в Управлениях ГА, в которое входил летный отряд, а затем направлялись в отдел расписания МГА. Сводное расписание движения воздушных судов формировалось из представленных Управлениями ГА (УГА) проектов расписаний после “ручной” синхронизации рейсов по времени в различных аэропортах. Полеты выполнялись в основном на поршневых типах воздушных судов (ВС), в дневное время, практически отсутствовали радиолокационный контроль за движением ВС в зонах аэродромов и на воздушных трассах, надежные средства связи, оборудованные воздушные трассы и т.д.
С появлением в конце 50-х, начале 60-х годов нового поколения магистральных ВС, таких как Ту-104, Ту-114, Ту-124 , ИЛ-18, АН-10 остро встал вопрос с обеспечением надежной безопасности воздушного движения, организации сети продаж перевозок, оборудования аэропортов.
В середине 60-х годов при Рижском Краснознаменном Институте Гражданской Авиации (РКИИГА) в Риге, был создан Научно Вычислительный Центр (НВЦ), в котором под руководством профессора Кордонского Х.Б. проводились работы по автоматизации процессов формирования расписаний движения воздушных судов, с применением ЭВМ. Ключевыми стали задачи “Автоматизированное формирование и ведение информации о перечне воздушных трасс и оптимизация расчета маршрута профиля полета”, “Оценка характеристической функции занятости самолетного парка” и “Синхронизация временных параметров рейсов расписания с обеспечением контроля занятости самолетного парка”. Реализацию задач осуществили Цуманов И.М., Максим М.С. и Веневцев В.М. Разработанное программное обеспечение позволило уже в конце 60-х, начале 70-х годов, на базе ЭВМ “Минск-22”, проводить автоматизированный контроль и синхронизацию времени выполнения рейсов по проектам расписаний УГА с учетом ограничений транспортной сети. Протестированный в НВЦ проект сводного расписания утверждался отделом расписания МГА и доводился до обеспечивающих служб.
Приказом МГА от 05.08.71. № 397 НВЦ был переименован в Центральный Научно Исследовательский Институт Автоматизированных Систем Управления Гражданской Авиации (ЦНИИ АСУ ГА). В этом же году на ЭВМ “Минск-22” выполнено первое формирование “макет – оригинала” книги расписания движения воздушных судов для автоматизированного набора на линотипной типографской машине.
До 1992 года включительно, формирование расписаний, и их оперативная корректировка осуществлялись в ЦНИИ АСУ ГА. За этот период осуществлено как совершенствование программного обеспечения (Расчет Рейсовых Карточек с учетом профиля полета; Синхронизация рейсов в аэропортах, с учетом загрузки контролируемых элементов воздушного пространства, фотонабор книги расписания и т.д.), так и переход на ЕС ЭВМ (ЕС-1040, ЕС-1055), разработанных по технологии фирмы IBM.
В 1992 году, в связи с распадом СССР, при Главном Агентстве Воздушных Сообщений (ГАВС) создан Центр Расписания и Тарифов (ЦРТ), в котором и стали выполняться работы по формированию и ведению расписания.
До 1995 года расписание формировалось на технической базе Главного Вычислительного Центра ГА (ГВЦ ГА) с использованием ЭВМ IBM-1060.
С апреля 1995 функционирование программного обеспечения автоматизированной системы “Расписание” осуществляется с использованием сети персональных ЭВМ, на основе технологии “Клиент-Сервер”. До 1996 года формат входных сообщений по формированию и корректировке расписаний строго не регламентировался. После выхода Приказа ФАС от 06.05 96. № ДВ-50 введен формализованный обмен сообщениями по расписанию. В рамках этого же приказа обеспечивается взаимодействие ЦРТ и ГЦ ППВД по формированию и ведению маршрутов ОВД.
В настоящее время в ЦРТ ведутся работы по внедрению современных технологий и стандартов ИАТА в процессы формирования расписаний.
(с) М.Фатин, Москва.
Комментариев нет:
Отправить комментарий