суббота, 30 июля 2016 г.

2016 Э.И.Махарев. Генезис АСУ ГА





ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

    1. Организация научно-исследовательских работ по созданию и внедрению Автоматизированной системы управления гражданской авиации (до 1991 г.)

Общая структура организации выполнения научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по Автоматизированной системе управления гражданской авиации (АСУ ГА), а также эксплуатации АСУ ГА (по состоянию до 1992 г.) представлена на рис. 1.1. Все основные работы по созданию АСУ ГА осуществлялись по программам Государственного комитета СССР по науке и технике (ГКНТ СССР).

Рис. 1.1. Научно-исследовательская и организационно-технологическая структура АСУ ГА (на 1992 г.)

Функции координации и контроля работ по внендрению АСУ ГА, начиная с 1975 г., были возложены на Отраслевой отдел АСУ и вычислительной техники (ОАСУ и ВТ) в составе Главного вычислительного центра (ГВЦ ГА) 1. В 1981 г. в составе Главного управления радиоэлектронного оборудования (ГлавУРЭО) МГА был организован Отдел АСУ (начальник Д.Р. Карташев), а в 1984 года в МГА был организован самостоятельный Отдел АСУ МГА (начальники – В.Я.Галкин и Д.Р. Карташев). В сентябре 1988 года произошло слияние Главного научно-технического управления (ГлавНТУ) МГА, ГлавУРЭО и Отдела АСУ под единым названием ГлавНТУ МГА.
Функции головной организации по созданию АСУ ГА были возложены МГА на Центральный научно-исследовательский институт автоматизированных систем управления гражданской авиации (ЦНИИАСУ ГА) (начальники – к.т.н., с.н.с. Кальченко Г.Т., к.т.н., с.н.с Бубеннов Ю.Ф., д.т.н., проф. Махарев Э.И., к.т.н., с.н.с. Жилинский В.В.), образованному в 1972 г. в Риге на базе Научно-вычислительного центра ГА (начальник – к.т.н., доц. Красников Л.Ф.).
Как головная организация, ЦНИИАСУ ГА, реализуя НИОКР по программам ГКНТ СССР, планы НИОКР МГА и решения Совета главных конструкторов по уровням и направлениям автоматизации:
- обеспечивал разработку и проведение в жизнь единой научно-технической политики по автоматизации управления во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности ГА;
- организовывал и координировал выполнение всех научно-исследовательских работ по разработке научно-методических основ АСУ ГА;
- разрабатывал и внедрял АСУ отраслевого уровня (ОАСУ ГА);
- координировал создание многоуровневых АСУ по направлениям деятельности ГА;
- разрабатывал типовые проектные решения по подсистемам и комплексам задач АСУ ГА для широкого тиражирования по авиапредприятиям;
- координировал создание АСУ уровня управлений ГА (АСУ-2), авиапредприятий (АСУ-3) и авиаремонтных заводов (АСУ-4);
- разрабатывал и внедрял АСУ «Сирена-2» в рамках проекта АСУ-3М для малых и средних авиапредприятий под координацией работ со стороны Института проблем управления Академии наук СССР (ИПУ АН СССР) – головной организации в АН СССР по созданию АСУ «Сирена-2» и Главного вычислительного центра (ГВЦ) ГА – головной организации по созданию АСУ «Сирена-2» в МГА;
- разрабатывал и внедрял общесистемные решения по интеграции АСУ по уровням управления ГА, по созданию общеотраслевой информационно-вычислительной сети, по созданию общеотраслевого банка данных (БД) по планово-экономической информации и статистике деятельности производственной деятельности отрасли;
- эксплуатировал АСУ «Транспорт» и АСУ «Расписание», а также обеспечивал на их основе разработку проектов планов движения самолетов (ПДС) и расписания движения самолетов (РДС) на внутренних воздушных авиалиниях СССР.
Субподрядными организациями по созданию научно-методических основ АСУ ГА и отдельных локальных подсистем были:
- ИПУ АН СССР (директор – академик АН СССР Трапезников В.А.);
- Государственный научно-исследовательский институт ГА (ГОСНИИГА), (начальник д.т.н., проф. Сакач Р.В.) по направлению АСУ «Перспектива»;
- Московский научно-исследовательский и проектный институт систем планирования и управления (МНИПИ СПУ) Минприбора СССР (начальник – д.т.н., проф. Вдовин А.А.) по направлению подсистем АСУ-3;
- высшие учебные заведения (ВУЗ) ГА –Академия ГА (начальники проф. Васин И.Ф., д.т.н., проф. Крыжановский Г.А.), Киевский институт инженеров ГА (ректоры – д.т.н., проф. Галего А.К., д.т.н., проф. Аксенов А.Ф.), Рижский институт инженеров ГА (начальники – к.т.н., доц. Владимиров Н.И., д.т.н., проф. Ходаковский В.А.) по направлению создания АСУ ВУЗ.
Главный вычислительный центр ГА (к.т.н., с.н.с. Светов В.А., к.т.н. Герасимов В.Е.) обеспечивал:
- эксплуатацию Московского центра бронирования авиабилетов (МЦБА) АСУ «Сирена-2»и ряд АСУ, входящих в состав ОАСУ ГА;
- координацию НИОКР, создание и внедрение АСУ «Сирена-2», как головная организация ГА по этому направлению автоматизации;
- разработку и внедрениеряда подсистем локального характера для МГА и авиапредприятий в рамках АСУ ГА.
Кустовые информационно-вычислительные центры (КИВЦ) ГА обеспечивали:
- внедрение и эксплуатацию АСУ-2, ЦБА «Сирена-2», а также отдельных проектных решений АСУ-3;
- выполнение работ по созданию типовых проектных решений АСУ-2;
- создание и эксплуатацию региональной информационно-вычислительной сети и ведение базы данных по призводственно-хозяйственной деятельности соответствующего управления ГА (УГА).
Всего до 1992 г. было создано 6 КИВЦ:
- КИВЦ Московского транспортного УГА (начальник – Таратута К.Р.);
- КИВЦ Ленинградского УГА (начальник – к.т.н. Головченко В.П.), впоследствии на его базе был создан Региональный ИВЦ – РИВЦ-Пулково;
- КИВЦ Северо-Кавказского УГА (начальник – к.т.н. Сапожников Г.В.), переименованный в 1990 г. в Вычислительный центр коллективного пользования (ВЦКП);
- КИВЦ Казахского УГА (начальник – Череменецкий А.С.);
- КИВЦ Узбекского УГА (начальник – д.т.н. Хамракулов И.В.);
- КИВЦ Украинского УГА (начальники – Баранов Л.А., Биба В.И.).
Информационно-вычислительные центры (ИВЦ) ГА были созданы практически во всех крупных авиапредприятиях для целей:
- внедрения и эксплуатации типовых проектных решений АСУ-3 и АСУ-3М, а также локальных подсистем и комплексов задач для авиапредприятия;
- создания и эксплуатации терминальной сети АСУ «Сирена-2».
Вычислительные центры (ВЦ) ГА создавались на авиаремонтных заводах ГА и в ВУЗах ГА и обеспечивали решение задач учета, планирования и управления соответственно в рамках АСУ-4 и АСУ ВУЗ. Кроме того, ВЦ были созданы в каждом из научно-исследовательских институтов ГА.

    1. Функциональная структура АСУ ГА (на 1992 г.)

Автоматизированная система управления гражданской авиации (АСУ ГА), как система, прошла ряд этапов своего развития [2, 3]: от этапа выделения задач управления, подлежащих автоматизации (1964-1970 г.г.), до комплекса взаимоувязанных АСУ по уровням управления и направлениям деятельности (1992 г) (рис. 1.1).
По уровням управления АСУ ГА (главный конструктор (ГК) – д.т.н., проф. Махарев Э.И.) повторяла иерархическую структуру Министерства гражданской авиации (МГА) СССР и включала:
- АСУ отраслевого уровня – ОАСУ (или АСУ-1) (ГК – д.т.н., проф. Янбых Г.Ф.) ;
- АСУ-2 – АСУ территориальных управлений ГА (УГА) (ГК – к.т.н., с.н.с. Рожнов Л.Д.);
- АСУ-3 – АСУ объединенных авиапредприятий (ОАО) (ГК – Самохин А.Ф.);
- АСУ-4 – АСУ авиаремонтных заводов ( ГК – к.т.н. Челпаченко В. И.);
- АСУ-5 – АСБ «Сирена 2» (ГК – д.т.н., проф. Жожикашвили В.А.).
Заметим, что решаемые задачи АСУ 4 в основном являлись задачами планирования и управления обычного промышленного предприятия. Ее взаимосвязь с другими АСУ осуществлялась преимущественно с АСУ ИАС (подсистема «Отхода в ремонт» (АСУ ОР)), предоставлявшей план отхода в ремонт воздушных судов (ВС).
По направлениям деятельности системы АСУ ГА практически повторяла оргструктуру центрального аппарата МГА.
Учитывая характер управления в СССР, когда вся производственно-хозяйственная деятельность отраслей планировалась и все ресурсы распределялись централизованно, наиболее сложные задачи управления, требовавшие автоматизации, были связаны с уровнем решения общеотраслевых задач центрального аппарата МГА, т.е. в ОАСУ.
Приведем основное назначение этих систем (рис. 1.1).



Рис. 1.1. Упрощенная функциональная структура АСУ ГА (на 1992 г.)

АСУ «Перспектива» – автоматизированная разработка перспективного плана движения самолетов (ПДС) (головная научная организация – ГОСНИИ ГА; заказчик – Главное планово-экономическое управление МГА (ГлавПЭУ МГА), ответственный исполнитель к.т.н., с.н.с. Богомолов М.К.).
АСУ «Транспорт» – автоматизированная разработка текущего ПДС на внутренних воздушных линиях СССР (головная научная организация – ЦНИИАСУ ГА; заказчики – ГлавПЭУ МГА и Главное управление авиационных работ и перевозок МГА (ГУАРП МГА), ГК – к.т.н, с.н.с. Фрайман А.Б.).
АСУ «Расписание» – автоматизированная разработка и оперативная корректировка расписания движения самолетов (РДС) на внутренних воздушных линиях СССР (головная научная организация – ЦНИИАСУГА; заказчик – ГУАРП МГА, ГК – к.т.н, с.н.с. Дачковский В.З.).
АСПР – автоматизированная система перспективных плановых расчетов показателей транспортной деятельности отрасли (головная научная организация – ЦНИИАСУ ГА; заказчик – ГлавПЭУ МГА, ГК – к.т.н. Огурцов В.П.).
АСУ «Безопасность» – автоматизированная система предотвращения авиационных происшествий в ГА (головная научная организация – ЦНИИАСУ ГА; заказчик – Главная инспекция МГА, ГК – Гамулин А.Г.).
АСУ ИАС («Инженерно-авиационная служба») – автоматизированное ведение на отраслевом и региональных уровнях показателей состояния самолетно-вертолетного парка и двигателей (СВДП), и отхода их в ремонт, на уровне авиапредприятий – автоматизированное планирование и управление техническим обслуживанием ВС в авиационно-технических базах (АТБ) (головная научная организация – ЦНИИАСУ ГА; заказчик – Главное управление эксплуатации и ремонта авиационной техники МГА (ГУЭРАТ МГА, ГК – Пархоменко А.Ю.).
АСУ МТС («Материально-техническое снабжение») – автоматизированный учет и планирование поставок материально-технических средств (запасных частей, агрегатов и др.) (головная научная организация – ЦНИИАСУГА; заказчик – Главное управление заказов серийной авиационной и наземной техники МГА (ГУЗСАНТ МГА), ГК – Алексеенко В.А.).
АСУ ГСМ («Горюче-смазочные материалы») – автоматизированный учет и оперативная корректировка планов распределения горюче-смазочных материалов по авиапредприятиям МГА (головная научная организация – ЦНИИАСУ ГА; заказчик – Управление горюче-смазочных материалов МГА (УГСМ МГА), ГК – Коромыслов В.И.).
АСКОРД – автоматизированная система контроля организационно-распорядительных документов (головная научная организация – ГВЦ ГА; заказчик – Инспекция МГА).
ЕАС ИО (Единая автоматизированная система информационного обеспечения) – общесистемная база АСУ ГА, обеспечивавшая оперативное информирование по показателям деятельности авиапредприятий (авиационные происшествия, задержки рейсов и др.), ведение общеотраслевого банка данных (БД) статистической и справочной информации, и информационно-вычислительную сеть (ИВС) (головная научная организация – ЦНИИАСУ ГА; заказчики – Центральное производственно-диспетчерское управление МГА (ЦПДУ МГА), Центральное управление эксплуатации радиотехнического оборудования и связи МГА (ЦУЭРТОС МГА), Отраслевой отдел автоматизированных систем управления и вычислительной техники МГА (ООАСУ и ВТ МГА), ГК – Жилинский В.В.).
АСБ «Сирена 2», в отличие от других систем так называемого пакетного контура, проектировалась и внедрялась как многоцентровая телеавтоматическая система массового обслуживания населения страны по бронированию авиабилетов в режиме реального времени (головная научная организация от Академии наук (АН) СССР – ИПУ АН СССР; соисполнители от МГА – ГВЦ ГА, РИВЦы, ЦНИИАСУ ГА (малые центры в составе АСУ-3М); заказчики – ГУАРП МГА и Главное агентство воздушных сообщений ГА (ГАВС ГА)).
Учитывая, что оргструктуры управлений ГА и объединенных авиаотрядов повторяли оргструктуру МГА, на каждом из уровней решались соответствующие одноименные задачи (от сложных на уровне МГА – до менее сложных на уровне объединенных авиаотрядов (ОАО). Поэтому указанные выше АСУ по направлениям деятельности ГА проектировались как многоуровневые АСУ, интегрированные между собой в рамках каждого уровня и взаимоувязанные по уровням иерархии управления.
В состав АСУ ГА также номинально входили системы со своими специфическими функциями, мало увязанными с функциями вышеперечисленных сиистем:
- АСБ «Аврора» – система бронирования авиабилетов на международных воздушных линиях Аэрофлота;
- АСУ МВЛ – система автоматизации управления производственными процессами Центрального управления международных воздушных сообщений и входившего в его состав международного аэропорта «Шереметьево-2»;
- АСУ ВУЗ – система автоматизированного учета показателей и планирования учебного процесса в высших и средних учебных заведениях ГА.
Покажем взаимосвязь и интеграцию систем на примере многоуровневой АСУ «Транспорт».
АСУ «Транспорт» обеспечивала разработку плана движения самолетов (ПДС) на уровнях МГА, УГА и объединенного отряда соответственно на базе взаимосвязанныных подсистем ОАСУ «Транспорт» на уровне МГА, «Учет и отчетность по транспортной деятельности» на уровне УГА, «Учет транспортной деятельности авиапредприятия» (Учет ТДА) и «Планирование ТДА» – на уровнях УГА и ОАО.
Интеграцию систем «по горизонтали» покажем на примере этой же системы. Входными данными для АСУ «Транспорт», наряду с данными учета транспортной деятельности (в том числе и на базе подсистемы «Учет и отчетность» в составе АСУ 2) и ПДС предшествующих годов были данные прогноза показателей развития ГА и перспективного ПДС из АСУ «Перспектива», данные АСУ «ИАС» по наличию и состоянию самолетно-вертолетного парка (Комплекс задач СВДП) и отходу ВС в ремонт (АСУ ОР), данные из АСУ ГСМ по обеспечению отрасли ГСМ. В свою очередь ПДС, разработанный на базе расчетов в АСУ «Транспрорт», являлся исходной информацией для АСУ «Расписание» и АСПР, на основе которых соответственно разрабатывались общесоюзное расписание движения ВС и рассчитывались плановые показатели транспортной деятельности отрасли.
О сложности задач и важности такой интеграции и взаимоувязки систем свидетельствуют факт, что «Комплексная технология планирования транспортной деятельности ГА», реализованная преимущественно на базе АСУ «Транспорт» и «Расписание», была удостоена в 1993 г. Премии по науке и технике Совета Министров СССР.
Основные функции, выполняемые с применением автоматизированных систем на уровне авиапредприятий по состоянию на 1992 г., рассмотрим на примере ЛенУГА – впоследствии авиапредприятие «Пулково» (включавшего в свой состав авиакомпанию, аэропорт, агентство и др.) и затем – авиакомпания «Пулково». ЛенУГА до 1991 г. характеризовалось очень высоким уровнем автоматизации производственной и финансово-экономической деятельности.
Первоначально осуществлялось внедрение и эксплуатация подсистем (АСУ-3) для ЛенОАО, которое обеспечивал ИВЦ – структурное подразделение ЛенОАО, созданное в 1975 г. В 1980 г. ИВЦ был выделен из состава ЛенОАО в самостоятельное подразделение и преобразован в КИВЦ ЛенУГА 2. На него были возложены функции автоматизации задач как уровня авиапредприятия (АСУ-3), так и уровня территориального управления ГА (АСУ-2) [4].
В рамках единого авиапредприятия АСУ ЛенУГА представляла собой интегрированную систему в составе АСУ-2 и АСУ-3, базировавшуюся на единой системотехнической базе и использовавшую единую базу данных уровня УГА и авиапредприятий для автоматизации деятельности практически всех служб.
К 1992 г. были автоматизированы следующие основные функции ЛенУГА и его структурных подразделений:
- ведение расписания движения самолетов (формирование графиков оборота ВС; формирование синхрона по стойкам регистрации; ведение статистики по корректировке РДС; ведение дополнительной НСИ (бронь, готовые лимиты, ограничения по аэропортам);
- учёт регулярности полётов и оценка качества работы служб авиапредприятия;
- учет и отчетность по показателям транспортной деятельности авиапредприятия;
- планово-экономическая деятельность (обработка документов «Пассажирская ведомость», «Почтово-грузовая ведомость», «Сводно-загрузочная ведомость», «Задание на полёт-отчёт о рейсе»; обработка отчётов по лётным подразделениям (экипаж, АЭ, ЛО, ОАО) и по воздушным линиям; оперативный учёт эксплуатационных показателей по выполняемым работам на собственном парке ВС и др.);
- расчёт на основе РДС производственного плана по основным объёмным показателям и плана движения ВС;
- учет факторов безопасности полетов и предупреждение авиационных происшествий; учет и анализ состояния, неисправностей и надёжности авиационной техники (АТ); учёт и контроль за состоянием дел по предъявленным рекламациям на гарантийную АТ;
- диагностика технического состояния и техники пилотирования самолётов типа Ил-86, ТУ-154 по данным расшифровки полётной информации магнитных самописцев регистрации параметров;
- учет и планирование работы экипажей и бортпроводников воздушных судов (ВС);
- предполетные штурманские расчеты;
- бронирование и продажа внутренних пассажирских авиаперевозок на базе собственного ЦБА «Сирена-2»;
- бронирование и продажа международных пассажирских авиаперевозок Аэрофлота путем технической поддержки сетевого и терминального оборудования АС «Габриэль» и регионального центра коммутации международной авиационной сети связи SITA;
- оперативное управление работой и информирование по операциям служб аэропорта на основе суточного плана и выписок из него для подразделений;
- распределение рейсов по стойкам регистрации в аэропорту;
- оперативное планирование размещения воздушных судов (ВС) на пероне;
- расчёт потребного количества спецтехники и специалистов для обслуживания воздушных судов на перроне;
- комплектование пассажирской и почтово-грузовой загрузки рейсов;
- предполетный расчет центровки ВС;
- информирование пассажиров в аэропорту на базе информационных табло и голосовой информации;
учет наработок планеров, двигателей и агрегатов ВС; оптимизация графиков стыковки рейсов на заданный период, назначение одноразовых доработок и учёт их выполнения; учёт движения авиадвигателей;
- учет движения авиаГСМ и обработка взаиморасчётов за ГСМ;
- учет материально-технического имущества на складах материально-технического снабжения;
- системная поддержка ведения бухгалтерского учета; учёт работы спецавтотранспорта; учёт основных производственных фондов; расчёт заработной платы; взаиморасчетов ЛенОАО с другими авиапредприятиями за взлёт-посадку ВС и др.;
- учет кадров;
- контроль исполнения организационно-распорядительной документации и др.
В дальнейшем в 1993 г. на основании решения Комитета по управлению городским имуществом мэрии Санкт-Петербурга государственное предприятие «КИВЦ Ленинградского объединения ГА» было реорганизовано в Открытое акционерное общество «Региональный информационно-вычислительный центр «Пулково» (далее – РИВЦ-Пулково).
В настоящее время РИВЦ-Пулково, эксплуатируя АСУ производственной и финансово-экономической деятельности региональных и других авиапредприятий, стал одним из основных разработчиков современных автоматизированных систем по направлениям:
- авиапредприятия (авиакомпании);
- аэропорты;
- агентства воздушных сообщений и туристические агентства, осуществляющие бронирование и продажу пассажирских авиационных и железнодорожных перевозок.

    1. Трансформация и современное состояние автоматизированных систем управления производственной и финансово-экономической деятельностью предприятий гражданской авиации

Переход на рыночные отношения в ГА привел к отмиранию многих функций административного управления экономическими отношениями и к хозяйственной самостоятельности предприятий ГА. Отпала необходимость в централизации на уровне Минтранса РФ и Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ или, что одно и то же – Росавиация) решения задач управления ресурсами и их распределением, – финансовых средств, парка воздушных судов, материально-технических средств, горюче-смазочных материалов и др. В связи с чем, отпала необходимость в автоматизированных системах отраслевого (ОАСУ) и регионального (АСУ 2) уровней.
Для автоматизации управленческих функций учета и планирования в предприятиях и организациях ГА, независимо от их отраслевой принадлежности, стали широко применяться подход ERP (Enterprise Resource Planningпланирование ресурсов предприятия) на основе ERP-стратегий и ERP-систем [5].
ERP-стратегия – организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия, посредством специализированного интегрированного пакета прикладного программного обеспечения, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.
ERP-система – конкретный программный пакет, реализующий стратегию ERP.
Основные модули ERP-систем:
- финансовые модули (бухгалтерские; учетно- и финансово-управленческие; управление ключевыми показателями и др.);
- модули персонала (подбор, оценка и управление квалификацией персонала, кадровый учет, учет рабочего времени, управление оплатой труда, премиями, компенсациями, расчет заработной платы и др.);
- модули операций:
- логистические операции (снабжение, управление взаимоотношениями с поставщиками, управление цепочками поставок и транспортировкой, управление запасами, складами и др.);
- производственные операции (производственное планирование, учёт продукции, управление производственными программами, управление спецификациями и др.);
- обеспечивающие операции (управление техническим обслуживанием и ремонтами, планирование мощностей, управление автотранспортом и др.)) сбытовые операции (ценообразование, обработка и конфигурирование заказов, продажи, дистрибуция и др.).
Автоматизация функций управления стала жизненно важной потребностью получивших хозяйственную самостоятельность предприятий ГА (авиапредприятий, аэропортов, АВС), что способствовало:
- частичной трансформации имевшихся подсистем и комплексов задач преимущественно АСУ-3, их развитию на основе современных програмно-технических комплексов;
- созданию новых автоматизированных и информационных систем на базе модулей ERP-систем.
Основные автоматизированные и информационные системы, разработанные заново, или трансформированные путем глубокой модернизации ранее созданных систем в достаточно обобщенном виде представлены на рис. 1.3.



Рис. 1.3. Трансформация и эволюция автоматизированных систем управления гражданской авиации

На отраслевом уровне – уровне управляющего и регулирующего органа в ГА (Росавиация) –по соответствующим направлениям деятельности используются заново созданные информационные системы и автоматизированные рабочие места на основе модулей ERP-систем, включая пакеты «Microsoft office», представленные на рис. 1.3 под общим названием информационные системы (ИС) Росавиации.
Важное значение для развития информационных технологий на отраслевом уровне в ГА имело создание, начиная с 1992 г., Системы взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ) (руководитель работ по созданию концепции системы – А.Фрайман) [6-8], обеспечившую:
- организацию продажи услуг пассажирского ВТ в нейтральной среде с их оформлением на стандартных перевозочных документах (электронные билеты (ЭБ), электронные многоцелевые документы (EMDElectronic Miscellaneous Document), электронные документы (ЭД)) Наблюдательного Совета авиапредприятий по взаиморасчетам – Транспортной Клиринговой Палаты (СПД НСАВ-ТКП – далее СПД));
- взаиморасчеты по проданным услугам между участниками СВВТ.
СВВТ в системно-технологическом плане по сути представляет собой комплекс информационных систем (ИС СВВТ). Кратко рассмотрим состав и только основные функции ИС СВВТ (подробно они описаны в [7, 8].




ТКП, кроме эксплуатации комплекса ИС СВВТ, обеспечивает автоматизированное решение общеотраслевых задач на базе автоматизированных и информационных систем Центра расписаний и тарифов (ЦРТ ТКП) [9, 10]. ЦРТ был создан Указанием Департамента воздушного транспорта (ДВТ) России от 16.08.1993 г. № ДВ-106/И, а Распоряжением ДВТ от 15.02.1999г. № 19-р ЦРТ был переведен в состав ТКП.
Основные общеотраслевые услуги ТКП на базе ЦРТ:
- формирование расписания движения самолетов (РДС) и ведение базы данных (БД) по рейсам авиаперевозчиков, содержащей более чем 417000 вариантов рейсов 478 российских и зарубежных авиакомпаний, и около 4000000 слотов по 250 аэропортам;
- регистрация тарифной информации (тарифы, условия их применения, плата за багаж и др.) на пассажирские перевозки и ведение единого БД отрасли по ТИ, содержащего информацию о более чем 200 авиакомпаниях и 7000 авиасвязях с общим объемом данных более 8000000 записей;
- ведение БД ставок аэропортовых сборов и тарифов (цен) за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации, содержащей информацию по 297 аэропортам, 398 предприятиям с общий объем данных – более 200000 записей.
- ведение общеотраслевых классификаторов;
- формирование и ведение общеотраслевой статистики.
Реализацию этих электронных услуг заказчикам обеспечивает Центр расписаний и тарифов (ЦРТ) ТКП на базе:
- АС «Центральный банк расписаний и слотов» (АС ЦБРС);
- АС «Онлайн тарифная информация» (АС TAR-LINE);
- ИС «Центральный банк регистрации и опубликования аэропортовых сборов, тарифов (цен) за наземное обслуживание ВС» (ИС ЦБС);
- АС «Сбор статистической отчетности по гражданской авиации» (АС «Статистика»).



Отметим, что АС ЦБРС разрабатывалась бывшими сотрудниками ЦНИИАСУ ГА, что функционально во многом предопределило ее преемственность АСУ «Расписание».


АСУ-2, АСУ-3. В связи с ликвидацией промежуточного уровня управления – управлений ГА, эксплуатируемые подсистемы АСУ-2, АСУ-3 стали модифицироваться и разрабатываться заново на уровне предприятий ГА, как АС управления их производственной и финансово-экономической деятельностью.

    1. Генезис АСУ «Сирена»

АСУ «Сирена» (Сирена-1). Разработка первого проекта АСУ «Сирена» была начата в 1965 г., а внедрение первого Центра бронирования авиаперевозок (ЦБА) было осуществлено в 1972 г. и обеспечивало бронирование пассажирских авиаперевозок из/ через Москву на внутренних воздушных линиях [13]. Внедрение обеспечило качественное сокращения очередей в кассах ГлАВС ГА. Система строилась главным образом для АВС и предусматривалось ее поэтапное внедрение путем клонирования ЦБА «Сирена» в других крупных городах страны.
Многоцентровость Системы обуславливалась двумя основными причинами:
- недостаточной производительностью, недостаточными объемами памяти и сложностью комплексирования ЭВМ для централизации обработки данных в системе;
- низкой пропускной способностью сети передачи данных (СПД), недостаточной для передачи всего трафика сообщений в один ЦОД.
Разработка проекта АСУ «Сирена» выполнялась рядом организаций Академии наук и Минприбора СССР, организаций ГА, среди которых особо отметим:
- Институт автоматики и телемеханики Академии наук СССР, в 1969 г. переименованный в ИПУ АН СССР, и в настоящее время – Институт проблем управления Российской Академии наук имени В.А. Трапезникова (создателя и многолетнего руководителя ИПУ), обеспечивавшего общее научное руководство проектом и разработку сети передачи данных;
- Научно-производственное объединение НПО «Импульс» (Северодонецк), обеспечивающее разработку комплекса технических средств на базе ЭВМ АСВТ М-4030 (версия архитектуры IBM 360) и терминальной аппаратуры;
- Главное агентство воздушных сообщений МГА (впоследствии Главагентство ГА или ГлАВС ГА), осуществлявшего руководство технологической части проекта и ;
- ГВЦ ГА, осуществлявший разработку программного обеспечения и впоследствии – эксплуатационная база Московского ЦБА (МЦБА) АСУ «Сирена».
Среди руководителей разработки проекта особо отметим:
- д.т.н., проф. В.А. Жожикашвили – научного руководителя проекта ИПУ АН СССР;
- Ю.В. Ловского – руководителя разработки технологического обеспечения системы (ГлАВС ГА);
- М.А. Левина – руководителя разработки программного обеспечения системы (ГВЦ ГА);
- Ю.Ф. Бубеннова – руководителя системо-технической части проекта НПО «Импульс».
АСБ «Аврора». Для обеспечения бронирования и продажи международных перевозок Аэрофлота ЦНИИАСУ ГА (начальник Института – Кальченко Г.Т.) совместно со специалистами Аэрофлота в середине 70-х годов осуществлял работы по обоснованию использования для этой цели проекта UNISYS, эксплуатировавшегося в Air France, получившего название АСБ «Аврора» и внедренного на базе ГВЦ ГА. В конце 80-х годов Аэрофлот перешел на обслуживание в АСБ «Габриэль».
АСУ «Сирена-2». В семидесятые годы в ГВЦ ГА (начальник Центра – Светов В.А.) сформировался коллектив разработчиков, который приступил к созданию новой версии системы «Сирены-2», взамен «Сирена-1», для Московского и других крупных авиаузлов [14]. Работы по созданию этой системы в ГВЦ ГА велись под руководством Мастрюкова А.С. (разработка функционального программного обеспечения (ПО) – велись под руководством М.А. Левина).
Одновременно в ЦНИИ АСУ ГА (начальник – Бубеннов Ю.Ф.) под руководством к.т.н. В.А. Клубова началась разработка модификации «Сирена-2» в составе АСУ 3М для авиаузлов средней и малой мощности.
Сетевое ПО для всей системы разрабатывалось под руководством д.т.н., проф. В.А. Жожикашвили.
Система базировалась на отечественных мини-ЭВМ СМ-2М, причем для крупных центров «Сирена-2» разработчиками ГВЦ ГА было создана специализированная высокопроизводительная многопоточная операционная система, а также система управления базой данных (СУБД) системы автоматизированных картотек – одна из первых отечественных интерактивных СУБД. Был заложен диалоговый интерфейс пользователя с системой, впоследствии мало претерпевший изменения.
МЦБА системы был реализован в 1985 г. виде 6-машинного комплекса (ЭВМ СМ-2М). Несмотря на скромные по нынешним меркам возможности техники, производительность этого центра достигала 18 запросов/с при объеме бронируемых через него перевозок до 20 млн. пассажиров в год. Заметим, что общие внутренние перевозки в те годы превышали 100 млн. в год.
Система бронирования в составе АСУ 3М базировалась на двухмашинном комплексе мини-ЭВМ СМ-2М и первое ее внедрение было осуществлено в Риге в 1985 г.
В 1990-91 гг. АСУ «Сирена-2» обеспечивала бронирование отправок в среднем более 100 млн. пассажиров в год, являясь по этому показателю самой крупной системой в мире по количеству бронирований. Доступ к системе имели операторы около 300 московских касс, операторы региональных агентств в 45 городах страны.
Заметим также, что начиная с внедрения в эксплуатацию в 1982 г. Московского центра «Сирена-2» и до середины 90-х годов, специалистами ГВЦ ГА и ЦНИИ АСУ ГА было внедрено 13 крупных (Москва, Ленинград, Киев, Ташкент, Ростов-на Дону и др.) и 15 средних ЦБА (Рига, Минск, Куйбышев, Якутск и др.). ЦБА системы появились практически во всех крупных городах страны, а общее число ЦБА, включая и последующие версии системы, доходило до 76.
В составе АСУ «Сирена-2» была создана наиболее мощная в нашей стране открытая сеть передачи данных (СПД) «Сирена-2», охватившая все ЦБА системы. Уже тогда любой кассир авиационного агентства мог со своего терминала получить доступ в режиме on-line к ресурсам всех без исключения ЦБА. СПД «Сирена-2» в 1990 г. включала в себя магистральные, зональные УИС и терминальные узлы информационной связи. По телефонным каналам магистральной СПД данные передавались со скоростью 2400 бит/с., а по другим каналам – 1200 бит/с. Такая низкая скорость передачи трафика и большие объемы трафика запросов на бронирование во многом и обуславливали многоцентровость ЦБА в отечественной системе резервирования на базе АСУ «Сирена-2». В дальнейшем до 1995 г. планировался переход в на передачу и коммутацию пакетов сообщений магистральной СПД со скоростью до 64 Кбит/с [15].
АСУ «Сирена-2М». Проблема устаревшей компьютерной базы ЭВМ серий ЕС ЭВМ и АСВТ, а также возникшие проблемы с разработкой и внедрением проекта АСУ «Сирена-3», вызвали необходимость модернизации АСБ «Сирена-2». В 1994 г. в ГВЦ ГА (начальник – Герасимов В.Е.) АСБ «Сирена-2» была модернизировали и внедрена под названием АСУ «Сирена-2М», функционально повторявшая АСУ «Сирена-2», но построенная на базе зарубежных компьютеров и новых программных средств разработки систем реального времени. Такая смена программно-технической базы позволила качественно наращивать объемно-функциональные характеристики и формировать новые возможности системы.
АСУ «Сирена-2М» в МЦБА и «Сирена-2» практически полностью удовлетворяла технологии бронирования и продажи мест на внутренних воздушных линиях в ГА начального постсоветского периода, когда использовались единые для всех нормативные показатели. Эти показатели характеризовали коммерческую деятельность авиапредприятий, имевшую предельно простую общую тарифную политику и отличавшуюся в плановой экономике отсутствием какой-либо конкуренции между участниками продажи авиаперевозок. Однако к середине 90-х годов стало очевидно, что технология резервирования и продажи билетов на внутренних авиалиниях неуклонно приближается к международным стандартам, сохраняя при этом многие специфические особенности, и что возможности «Сирены-2М» в МЦБА и «Сирены-2» в региональных ЦБА не соответствуют требованиям рыночной экономики. В первую очередь это касалось потребностей авиакомпаний в гибком управлении процессом реализации ресурсов в зависимости от текущей коммерческой ситуации.
АСУ «Сирена-3». Концепция создания единой автоматизированной системы управления перевозками (АС «Сирена-3») была разработана ЦНИИАСУ ГА и ГВЦ ГА, рассмотрена и одобрена решениями Научно-технического совета от 28.11.1989 г. и Коллегии МГА от 15.11.1990 г. Цель проекта: «Сквозная и комплексная автоматизация перевозочных процессов, широкое внедрение международных технологий и перевозочной документации, и на этой основе обеспечение полного, своевременного и качественного удовлетворения спроса на авиаперевозки, совершенствование организации обслуживания пассажиров и грузовой клиентуры, повышение эффективности использования самолетного парка, повышение экономической эффективности функционирования системы».
Обоснование проекта основывалось на прогнозе показателей развития пассажирских авиаперевозок в МГА, когда рассчитывалось, что к 1996 г. перевозка авиапассажиров достигнет 200 млн. пасс/г., а в к 2000 г. – 250 млн. пасс./г.. Ясно было, что созданная отечественными специалистами АСУ «Сирена-2» не справится с качественно новым объемом бронирований. Кроме того, остро ставилась проблема создания АСУ, которая бы не только автоматизировала функции бронирования пассажирских, грузовых авиаперевозок и других услуг, но и базировалась бы на международных стандартах IATA (International Air Transport Association) для комплексирования с международными системами бронирования (Амадеус, Галилео, Сэйбр и др.).
В рамках проекта «Сирена-3» планировалось автоматизировать следующие функции:
- бронирование услуг пассажирского ВТ с обеспечением недискриминируемого доступа к ресурсам независимых агентств;
- бронирование и управление грузовыми авиаперевозками;
- управление отправками в аэропорту;
- составление, ведение и оперативная корректировка расписаний авиакомпаний;
- ведение и управление тарифами на пассажирские авиаперевозки;
- управление доходами авиакомпаний;
- взаиморасчеты между участниками продажи, обеспечения и реализации перевозок.
Предполагалось, что реализация этих функций обеспечит:
- авиакомпаниям:
а) комплексную автоматизацию перевозочных процессов по всему циклу;
б) повышение эффективности использования и коммерческой загрузки самолетов, увеличение уровня доходов и прибыли;
в) интеграцию и непосредственное взаимодействие при обслуживании клиентуры с зарубежными системами типа «Сэйбр», «Аполло», «Галилео», «Амадеус», «Фантазия» и др.;
г) переход на международные технологии обслуживания клиентуры;
д) конкурентоспособность на международном рынке и на внутреннем рынке авиаперевозок.
- пассажирам и грузовой клиентуре:
а) стыковки и единый авиабилет для международных и внутренних полетов;
б) бронирование мест с глубиной до года;
в) тарификацию маршрутов;
г) бронирование гостиниц, автомобилей, туров и др.;
д) покупку смешанных перевозок с другими видами транспорта;
е) среднее время обслуживания запроса на бронирование до 3-х сек.
В качестве прообраза системы в тендере UNISYSSABRE был выбран проект, базирующийся на АСБ «Сэйбр» (SABRE). Учитывая недостаточную пропускную способность каналов СПД, а также лоббирование региональных интересов, в первоначальном варианте АСУ «Сирена-3» должна была включать 5 ЦБА (Москва, Свердловск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Алма-Ата, а также центр развития системы в Риге в ЦНИИАСУ ГА. В последующем в разных вариантах технико-экономических обоснований и технических заданий добавлялись еще ЦБА в Ленинграде, Киеве и Ташкенте. Магистральная СПД системы включала 9 центров коммутации пакетов сообщений в приведенных выше ЦБА, а также в Красноярске и Хабаровске. К каждому из ЦБА выставлялись требования по производительности одного ЦБА не более 100 транзакций/с [15].
Реализация проекта была поручена Консорциуму «Сирена-3», созданному на основании решения совещания 35 УГА, производственных объединений, организаций и институтов, зарегистрированному 15.03.1991 и преобразованному в Международную технологическую корпорацию (МТК) «Сирена» от 29.10.1992 г. Генеральный контракт на создание проекта «Сирена-3» был подписан 29.12.1992 г. между МТК и IBM, как головным разработчиком системы. Субподрядчиком по поставке программного обеспечения была выбрана Sabre Technology Solution (STS) – в то время дочерняя компания AMR-corporation (в составе которой также компания American Airlines). В качестве соразработчика системы проекта была также привлечена компания AMRIS (AMR Information System).
Необходимость внедрения АСУ «Сирена-3» особо обострилась после 1992 г. в связи с обстоятельствами, вызванными:
- технико-технологическими факторами:
а) физическим и моральным старением комплексов программно-технических средств большинства ЦБА АС «Сирена-2» (их число в 1995 г. в СНГ доходило до 76), базировавшихся на электронных вычислительных машинах (ЭВМ) серий единой системы (ЕС ЭВМ) и ЭВМ СМ-2 с низкими надежностью и производительностью, и ограничивавших возможность функционального развития и состава услуг;
б) различием технологий в разных ЦОД в связи с различными возможностями финансирования доработок, что затрудняло работу кассиров независимых агентств при бронировании «не в «своем» ЦОД;
в) отсутствием возможности построения стыковочных маршрутов и расчетов тарифов по ним при бронировании перевозок по сложным маршрутам;
г) отсутствием механизма управления ресурсами авиакомпаний для увеличения доходов;
д) низкой пропускной способностью сети передачи данных;
е) несоответствием технологии бронирования и передачи данных международным стандартам IATA, в частности отсутствие технологии записи о пассажирах – PNR (Passenger Name Record) и, в связи с этим, несовместимость с зарубежными АСБ и глобальными распределительными системами при бронировании перевозок на международных авиалиниях и др.
- распадом единого Аэрофлота и, в связи с этим, – появлением десятков новых авиакомпаний на рынке воздушных перевозок.
Внедрение АСУ «Сирена-3» планировалось на 1995 г., но ни в том ни в последующих годах эта система, кроме опытного апробирования в малозначительных авиакомпаниях, так и не была введена в эксплуатацию. Проект был закрыт в 1998 г. в связи с банкротством МТК «Сирена-3».
Проект «Сирена-3» оказался неудачным в силу следующих главных причин:
- недостатка компетенции руководства в области создания АСУ, слабость коллектива разработчиков МТК «Сирена» и проглядывавшееся нежелание зарубежных поставщиков программных средств реализовать основную идею проекта, заложенную в Концепции создания системы «Сирена-3», – адаптацию программных средств зарубежной системы (системы «Сэйбр») российскими разработчиками с последующим отказом от услуг зарубежных «кураторов» от сопровождения и развития системы;
- громадных затрат по проекту, которые неизбежно вызвали бы потенциально большие цены за бронирование места для окупаемости проекта, неприемлемые для российских авиакомпаний;
- перехода ведущей из отечественных авиакомпаний «Аэрофлот-международные авиалинии» на пользование услугами вполне их устраивавшей АСБ «Габриэль»;
- амбициозности высокопрофессиональных коллективов «Комтех-Н» и «ТАИС», прошедших, благодаря проекту «Сирена-3», обучение по современным средствам программирования систем реального времени, международным технологиям и стандартам в AMRIS и других зарубежных организациях, и независимо друг от друга поставивших перед собой цели по созданию собственного бизнеса на основе разработки собственных АСБ.
Заметим, что единственной, но очень важной пользой проекта АУС «Сирена-3» была именно качественная переподготовка высокопрофессиональных специалистов ГВЦ ГА и ЦНИИАСУ ГА в сфере создания новейших систем на базе операционных систем реального времени и международных технологий бронирования.
АСУ «Сирена 2000» и АРС «Сирена-2.3». Внедрение АСБ «Сирена-2М» не устранило проблемы, которые были вскрыты в Концепции создания АСУ «Сирена-3», тем более, что внедрение АСУ «Сирена-3» к тому времени имело весьма неясные перспективы, несмотря на вложенные сотни млн. долларов США.
В начале 90-х годов в ГВЦ ГА образовались две группы разработчиков системы. Одна из них – под руководством Нестерова В.Н., усиленная разработчиками из ЦНИИАСУ ГА и впоследствии зарегистрированная как ЗАО «Комтех-Н» (далее «Комтех-Н»), ориентировалась на традиционные «main-frame» структуры, а другая – под руководством Левина М.А., впоследствии зарегистрированная как ЗАО «ТАИС» (далее – «ТАИС»), – на клиент-серверную архитектуру.
Коллективы «Комтех-Н» и «ТАИС», развивая свои идеи и разработки, создали и внедрили к 1997 г инвенторную АСБ «Сирена-2000» и авиационную распределенную систему (АРС) «Сирена-2.3» соответственно, технологической основой которых и принципиальным отличием от предшествующих «Сирен» была работа на основе международных стандартов и технологий, в том числе и работа с PNR.
Разработка и внедрение систем АСБ «Сирена-2000» и «Сирена-2.3» опиралась на развитый к тому времени потенциал в ГА:
- коллективы научных сотрудников и специалистов, имевших более чем 20-летний опыт создания, внедрения и эксплуатации сложных АС, а также получивших знание международных стандартов и технологий зарубежных АСБ в процессе стажировок, обучения и сотрудничества с зарубежными партнерами на начальном (подготовительном) этапе создания АСУ «Сирена-3»;
- контингент работников авиапредприятий по бронированию авиабилетов, имевших опыт работы с АСБ на внутренних авиалиниях («Сирена-2») и на международных авиалиниях («Аврора», «Габриэль»;
- знания и практика использования международных стандартов IATA по технологии бронирования пассажирских авиаперевозок;
- инфраструктура «Сирена-2» – десятки ВЦ, сеть передачи данных, абонентская пультовая сеть и подготовленный эксплуатационный персонал.
Таким образом, к 1997 г. в российской ГА появились современные отечественные инвенторные АСБ, не отличающиеся по своим функциям от зарубежных инвенторных АСБ. Вместе с тем, сложилась ситуация, когда в различных ЦОД (доходило до 76, часть из которых даже не поддерживалась разработчиками) эксплуатировались различные системы: «Сирена-2» или «Сирена-2000», или «Сирена-2.3». Распределительные функции по бронированию многопосадочных и стыковочных полетов, так важные для авиакомпаний и агентств, частично «прикрывались» преимущественно кассирами путем «ручного» переключения и доступа к ресурсам других ЦОД:
- к Московскому ЦОД на базе «Сирена-2000», как к тому времени «держателю» наибольшего объема ресурса авиакомпаний;
- к региональным ЦОД, где хранился наибольший ресурс местных авиакомпаний; «Сирена-2 или «Сирена-2000», или «Сирена-2.3».
Следует отметить, что доступ кассиров из «своего» ЦОД «Сирена-2.3» в другой ЦОД «Сирена-2.3» стал обеспечиваться автоматически путем внутрисистемного обмена в сети АРС «Сирена-2.3», которая была построена, как инвенторно-распределенная система с распределительными функциями внутри сети, где каждый из ЦОД был (и сейчас есть) равным с другими ЦОД.
Появление на российском внутреннем рынке бронирования услуг пассажирского ВТ современных отечественных систем «Сирена-2000» и «Сирена-2.3», наряду с с новыми качественными возможностями, потребовало принять меры по решению проблем реструктуризации всей сети бронирования [16]. Такими проблемами были:
- эксплуатация в различных ЦОД различных версий систем («Сирена-2», «Сирена-2000», «Сирена-2.3), использовавших различные языки диалога с кассиром, т.е был нарушен базовый принцип «Сирены-2» – один язык общения;
- «географический» принцип размещения ресурсов мест перевозчиков в ЦОД, расположенных в городах вылета рейса, что требовало от перевозчиков размещения ресурса мест в разных ЦОД на маршрутной сети, и что существенно усложняло управление этим ресурсом и, соответственно, управление доходами;
- «нонсенс по сравнению с мировой классикой» собственников АСБ – собственниками многих ЦОД были региональные агентства, предоставляющие инвенторные услуги авиакомпаниям, которые в таком варианте практически передавали функции управления своим ресурсом мест этим агентствам и которые в силу интересов своего бизнеса могли выполнять эту функцию в первую очередь в своих интересах;
- бесконтрольная установка терминалов зарубежных глобальных распределительных систем (ГРС) или иначе GDS (Global Distribution System), которая снижала конкурентоспособность отечественных авиакомпаний, использующих только отечественную АСБ, или приводила к необходимости использовать две системы – одну из отечественных и одну из зарубежных систем;
- высокие суммарные затраты авиакомпаний на поддержку такой разнородной сети бронирования, явно избыточной по количеству ЦОД и связывающей их СПД.
Решение приведенных проблем могло быть обеспечено для российских авиакомпаний только при переходе на классическую организационно-технологическую структуру АСБ, которая опирается на отечественные системы с более дешевыми услугами 3:
- инвенторные АСБ (далее под термином АСБ будем понимать только инвенторные АСБ), реализующие функции хранения и управления ресурсом мест авиакомпаний и поддерживающие их продажи, как на собственной агентской сети, так и через их сайты;
- глобальные распределительные системы, взаимодействующие с АСБ и обеспечивающие недискриминируемый доступ к ресурсам авиакомпаний.
АСБ «Сирена-2000» и ГРС «Сирена-Трэвел». В рамках ЗАО «Сирена-Трэвел» и ее дочерней компании ЗАО «Комтех-Н» в настоящее время эксплуатируются и развиваются: инвенторная АСБ «Сирена-2000»; ГРС «Сирена-Трэвел».
АСБ «Сирена-2000» разработана в соответствии с рекомендациями IATA и обеспечивает авиакомпаниям и агентствам возможности бронирования и продажи билетов, аналогичные функциям и возможностям международной системы бронирования Габриэль [17]. В настоящее время АСБ «Сирена-2000» установлена в 24 ЦБА России, Армении, Украины, Молдавии, Таджикистана). Эти центры бронирования обслуживают около 8 млн. отправок в год, что составляет 70% внутренних пассажирских авиаперевозок на территории перечисленных стран. Система позволяет осуществлять взаимодействие с международными системами бронирования (например с «Амадеус»), расширяя сеть продажи для авиакомпаний.
ГРС «Сирена-Трэвел» стала разрабатываться вначале, как распределительная «надстройка» к АСБ «Сирена 2000». ГРС была введена в промышленную эксплуатацию 15 апреля 2001 г. распоряжением Минтранса РФ, как авиационная распределительная система (АРС) «Сирена-Трэвел». По своим функциональным характеристикам ГРС «Сирена-Трэвел» в настоящее время соответствует рекомендациям ИАТА для распределительных систем, принципам построения ведущих зарубежных ГРС с учетом потребностей и особенностей рынка перевозок и туруслуг России и стран СНГ.
ГРС «Сирена-Трэвел» в настоящее время обеспечивает бронирование и продажу авиационных билетов более чем 170 отечественных и зарубежных авиакомпаний через более 18 000 терминалов, установленных в более чем 7 000 пунктах продаж, в более чем 500 агентствах в России, странах СНГ и за рубежом [18]. В ГРС «Сирена-Трэвел» представлены не только рейсы всех российских авиаперевозчиков и авиакомпаний ближнего зарубежья, осуществляющих регулярные авиарейсы, но и полностью открыты для бронирования иностранные авиакомпании в рамках проекта «Сирена-Трэвел Интернэшнл». Данный совместный проект с компанией «Трэвелпорт» направлен на увеличение международного контента авиарейсов в ГРС «Сирена-Трэвел».
Инвенторные и распределительные продукты ЗАО «ТАИС». В составе продуктов ЗАО «ТАИС» в настоящее время эксплуатируются и развиваются системы бронирования:
- инвенторная система резервирования и продажи авиа перевозок TAIS CRS;
- авиационная распределительная система (АРС) TAIS;
TAIS CRS является развитием системы «Сирена-2.3», действовавшей на внутреннем авиарынке в 90-е и в начале 2000-х годов до внедрения электронного билета. С ее помощью авиакомпании осуществляют управление ресурсами мест и продажу перевозок. В этом качестве TAIS CRS входит в состав информационного комплекса ТAIS Airline Solution. На базе TAIS CRS в настоящее время управляют ресурсами и продают перевозки более 20 авиакомпаний.
АРС TAIS 1M. TAIS 1M является авиационной распределительной системой (АРС) и обеспечивает бронирование мест и продажу билетов на авиакомпании, размещающие места в TAIS Airline Solution, а также и на другие авиакомпании. Доступ к ресурсам авиакомпаний, с которыми отсутствует прямая связь, осуществляется через ГРС «Галилео». Тем самым, с помощью TAIS 1M агенты имеют возможность осуществлять бронирование на рейсы не только отечественных, но и зарубежных авиакомпаний.
АСБ «Сирена-2000» и ГРС «Сирена-Трэвел», TAIS CRS и АРС TAIS 1M – это современные отечественные системы резервирования и продажи авиаперевозок, в полной мере отвечающие требованиям, предъявляемым авиационным рынком к системам соответствующего вида, и способны конкурировать с аналогичными системами на международном авиационном рынке. ГРС «Сирена-Трэвел» и АРС TAIS 1M позволяют продавать авиаперевозки на СПД СВВТ, Standard Trafic Documents (STDs) BSP и на собственных бланках авиаперевозчиков.
Трансформация и эволюция АСУ «Сирена» представлена на рис. 1.4.



Рис. 1.5. Трансформация и эволюция АСБ «Сирена»

Сплошными линиями показана преемственность систем, а штриховыми линиями – влияние проекта АСУ «Сирена-3» и его отдельных мероприятий (например, обучение программистов) на разработки современных отечественных систем бронирования пассажирских авиаперевозок.
1 Положение об Отраслевом отделе автоматизированных систем управления и вычислительной техники при ГВЦ ГА (Отраслевой отдел АСУ и ВТ), утв. МГА от 29.08.1975.
2 Приказ по ЛенУГА от 30.03.80г. №49
3 Заметим при этом, что в то время такие авиакомпании, как Аэрофлот и Трансаэро пользовались услугами только зарубежных АСБ и ГРС.

Комментировать в Facebook

Комментариев нет: