понедельник, 14 августа 2023 г.

Такая вот история (навеяна последними запросами А.Фраймана)

 В конце 1968 года ЦК КПСС потребовал от Министерства гажданской авиации СССР (МГА) прогноз пассажироперевозок на 5 и 15 лет вперед. Соответственно, МГА дало задание тогда ещё НВЦ ГА, срок - 3 месяца.

Помню, что были созданы 3 группы, каждая из которых по своим методикам должна была рассчитать прогноз. Одну группу возглавил Леонид Атабегов, в составе был Валд Линис, во вторую входили Пётр Тищенко и Эдуард Столяров, в третью, кажется, входили Борис Коган и Ор Фролов (полные составы групп не помню). Все три группы применяли альтернативные методы прогнозирования пассажиропотоков на основе статистических данных, вероятностных и эвристических методов.

Я в то время был молодым специалистом, но много программировал, ибо в НВЦ пришел работать, уже имея навыки программирования, это отдельная история, сейчас, кстати, расскажу.

На 5 курсе мехфака РКИИГА прочитал объявление о наборе на курсы программирования. Курсы организовал и проводил В.Б.Шилин, проходили они в клубе РКИИГА, он даже подготовил небольшой учебный материал по программированию, который раздал обучающимся.

Надо сказать, что будучи студентом механического факультета (нас называли "слонами") я интересовался кибернетикой, например, на лекциях по сопромату и аэродинамике читал книжку Гаусса по линейному программированию. 

Само собой, когда узнал о курсах программирования, сразу записался одним из первых.

Когда началось дипломное проектирование (тема у меня была "Проектирование магистрального самолета"), я уже имел навыки программирования, и всю расчётную часть запрограммировал на Минск-22, на защите, кроме чертежей самолета на ватмане, я вывесил компьютерные распечатки.

На защите моей дипломной работы присутствовал Х.Б.Кордонский, похоже, ему понравилась моя работа, и он настоятельно рекомендовал мне идти работать в НВЦ ГА в его отдел, и привёл меня к Л.Ф.Красникову.

Лев Федорович, как говорится, прислушался к мнению Кордонского, и прямо при нас позвонил в отдел кадров. Но - оказалось, что в отделе Кордонского не было ни одной вакансии!

Тем не менее Хаим Борисович настоятельно ходатайствовал, чтобы я был принят на работу в НВЦ. Вакантное место нашлось в отделе Г.Ф.Янбыха, в лаборатории, возглавляемой В.Л.Калмыковым.

Так, имея на руках вызов из  бакинского аэропорта, я остался в Риге и попал на работу в НВЦ ГА.

Вернёмся к Высокому Партийному Заказу. 

Мне было доверено разработать итоговую программу, которая сводила вместе результаты работы всех трёх альтернативных групп.

Времени оставалось впритык, министерство подгоняло, мне приходилось вносить коррективы в программу на ходу, по мере появления/изменения данных...

И тут я побил рекорд по непрерывной работе на ЭВМ - трое суток почти без перерыва! (помню ещё один рекорд , у Игоря Цуманова - беспрерывная работа в течение двух суток, когда он прокладывал так называемые "синхроны" при составлении расписания движения самолетов).

А происходил этот заключительный этап расчета прогноза пассажирооборота  (помню точно) 8-10 марта 1969 года. 

Вы спросите: а почему "точно помню"?

Отвечаю: эти трое суток пришлись на факт рождения нашего сына Эльдара 9 марта, жена была в роддоме на Миера, я - за ЭВМ, помню, что на такси поехал в роддом, отвез жену с новорожденным домой (там уже ждала моя мама, она заблаговременно прилетела из Азербайджана), и опять на работу, за компьютер.

Последняя ночь была особенно волнительной, ибо на утро нужно было получить окончательные цифры.

Представьте картину: я сижу за ЭВМ (это на 2-м этаже, напротив кабинета начальника НВЦ, лихорадочно вношу последние поправки, за моей спиной в нетерпении стоят Л.Ф.Красников, гл. инженер В.К.Белайчук и др., внизу у подъезда ждёт а/м "Волга" начальника ЛаУГА, чтобы отвезти распечатки к утреннему рейсу в Москву.

И мы сделали это, хотя пришлось немного задержать вылет рейса Рига-Москва! 

PS. Коллеги, представьте мои ощущения, когда на следующий день по радио "Маяк" я услышал в новостях столь знакомые мне цифры, а именно,  сколько пассажиров будет перевезено Аэрофлотом в 1975 и 1985 гг.

PPS. Выписка из моей трудовой книжки (похоже, что это связано в том числе с вышеизложенной историей).


Вспоминал (без лишней скромности) Субхи Гасанов

Комментировать в Facebook

Комментариев нет: