Субхи, привет!
Твоими усилиями продолжает жить ЦНИИ АСУ ГА.
Это даёт мотив не торопиться на митинг с небожителями.
Спасибо.
Георгий Попов
28.11.16
Я мог понять себя общаясь с ними
был принят в отдел расписания НВЦ ГА, где начальником был Максим М.С.
С марта 1972 года работал в ведомственных ВЦ Латвийской ССР.
В июле 1979 года вернулся в ЦНИИ АСУ ГА в отдел Фраймана А.Б.
Ещё в первую рабочую осень стало ясно, что без осознания
"структуры данных" - любви не будет!!!
Поэтому увлекался. Алгоритмами тоже:
- сортировки;
- поиска кратчайших путей на сети;
- динамического программирования.
Участвовал в:
- тестировании комплекса Минск-2222 (спарка двух ЭВМ типа Минск-22);
- вводе и обработке рейсов железнодорожного расписания (пассажирского);
- тестировании РДС-1968 года;
- составлении планов авиаперевозок плодоовощной продукции
из республик Средней Азии на Дальний Восток и Крайний Север;
- разработке и внедрении "Указателя маршрутов грузовых перевозок";
- разработке методики и программного обеспечения по определению
тарифных расстояний по прямым связям РДС на карте воздушных трасс СССР;
- разработке структуры базы данных рейсов РДС;
- создании Российской тарифной системы на воздушном транспорте.
Автор специального алгоритма:
- поиска кратчайших путей на авиатранспортной сети
"Квазиупорядоченная очередь".
Судьба подарила мне общение с неординарными личностями:
Кордонский Хаим Борисович
На отдел расписания возлагалась ответственная миссия - составление
основного документа отрасли - Расписание Движения Самолётов (РДС).
Научное руководство отдела расписания осуществлял Кордонский Х.Б.
Такого внимательного и проникновенного руководителя каким был
Кордонский я больше в жизни не встречал. Раз в месяц в отделе
расписания он подводил итоги. Обсуждались выполнение задания каждого
сотрудника. А как он мог вдохновить и поддержать, особенно, молодых
специалистов. Смеющимися глазами он изучал собеседника ...
Создавалось такое впечатление, что он знает всё о тебе ...
Шёл 1968 год. Составленный отделом расписания проект РДС в МГА
рассматривать отказывались. Тогда Кордонский решил продемонстрировать
Шаркевичу И.Н. (начальник отдела расписания МГА), как единственному
эксперту в МГА, в части расписания, что мы понимаем задачи расписания
и можем решать их. Иначе говоря, показать Шаркевичу в действующем РДС
хоть одно нарушение безопасного интервала между самолётами.
Выполнение этого задания поручили мне.
Шаркевич Илларион Никифорович
... В пятом часу утра 22 июня 1941 года ведущие работники
Главного управления ГВФ уже находились на своих рабочих местах.
Надо было без промедления сделать все возможное, чтобы спасти от
вражеских бомб самолетный парк. В диспетчерской энергично действовал
начальник эксплуатационного отдела Никита Алексеевич Захаров.
Он связался по телефону со всеми аэропортами ГВФ на западной
границе и отдавал соответствующие распоряжения. Связь с местными
аэропортами и авиаотрядами у нас всегда действовала безотказно.
Главный диспетчер управления Илларион Никифорович Шаркевич,
подлинный виртуоз своего дела, неуклонно следил за прохождением
полетов по всем трассам и в любую минуту мог сообщить,
в каком рейсе, где именно находится тот или иной самолет...
("Военная Литература" Мемуары).
Шаркевич И.Н. автор "Календарного справочника времени восхода,
захода и продолжительности сумерек".
Прошло более 45 лет, когда я в первый и последний раз встретился
с Шаркевичем Илларионом Никифоровичем с Человеком-Легендой.
К РДС никого не допускали, кроме сотрудников отдела расписания МГА.
На каждый рейс заводилась уникальная карточка, на которой фиксировалась
вся информация об этом рейсе. Рейсы распределялись между сотрудниками,
которые головой отвечали за них.
Главное требование при составлении РДС - исключить из проекта РДС
все предпосылки ведущие к нарушению безопасных интервалов между самолётами
выполняющие рейды (рейс - дата) по всему маршруту их следования.
Для тестирования РДС было разработано специальное программное обеспечение.
Подсистема включала 16 программ; на входе: действующее РДС 1968 года
и маршруты полётов по прямым связям того же РДС; на выходе: выявленные
нарушения. Расчёт был выполнен на системе Минск-2222, состоящей из двух
машин типа Минск-22 и четырёх магнитных барабанов.
Приехал в Москву. Распечатка с выявленными нарушениями листов
на 200 формата А3. Иду по коридору - вижу высокого пожилого мужчину
идущего не спеша какой-то шаркающей походкою ... По лицу национальность
не определить. Наконец, нашёл отдел расписания. Вхожу - в глубине комнаты
сидел тот пожилой мужчина... Его, похоже, кто-то предупредил о моём визите.
Седой такой с хриплым голосом:
Ну что у Вас?
Вот замечания к расписанию.
Кладу распечатку на стол.
Он засмеялся как-то по-доброму:
Ну показывай.
Вот тут...
И здесь началось (он смеется, а я чуть не плачу):
- этот рейс отменён;
- здесь поменяли тип самолёта;
- эту группу рейсов перевели в другой аэропорт;
- здесь теперь летаем по чётным дням;
- у этого рейса изменили навигацию;
- ...
Я не мог сомневаться в том как он парировал ...
Из 200 листов оставалось листов 30.
Перед командировкой я выбрал пару не убиенных рейсов.
А вот этот рейс - летает?
Да. С ним всё в порядке - отвечает Шаркевич.
Но у этого рейса, говорю я, есть сноска, где указано ...
поэтому нарушается ...
И здесь я увидел властного Шаркевича.
Пока мы разбирались с замечаниями все сотрудники отдела были на месте.
Чей рейс ... срочно РД ... зарычал Шаркевич.
Один из сотрудников пулей выскочил из комнаты ...
Шаркевич на минуту задумался:
Хорошо, молодец. Что ещё?
Всё - ответил я, понимая, что цель достигнута.
Возвращался в Ригу я один - без радости ...
Только позже понял, что Шаркевич, по сути, состязался с компьютером
мгновенно моделируя ситуацию и соглашался с нарушениями, которые он
раньше меня обнаружил и устранил... Ну и ну! Гигант!
Были и такие ситуации, когда с разных аэропортов, между которыми
тысяча километров, взлетают самолёты Ту-104 и Ил-18; оба рейса летят
в одном направлении на одном эшалоне и на каком-то участке трассы
Ту-104 обгоняет Ил-18!!! Шаркевич просчитывал и эти ситуации...
Не представляю, как упал бы престиж центра, если ситуация указанная
мной была бы без нарушений. Похоже только компьютер мог дать мне шанс
общаться с таким удивительным человеком.
Прошло немного времени ... душа Шаркевича вознеслась к своей стихии -
высоко в небо, где на смену восхода приходит закат. Ушёл гений.
Герцбах Илья Борисович
Несколько эмоциональный, но толковый... Одно слово - Математик.
Математическую модель задачи описывал не отрывая руки от листа.
Если он давал задание на программирование, то оно было написано на его
псевдокоде, на языке простом и ясном.
При обсуждении с ним какой-нибудь задачи он, практически мгновенно,
находил аналогичную задачу из другой области, включая и область быта...
С ним было легко работать...
Максим Михаил Семёнович
Мой первый учитель по программированию. Урал-4. Одноадресная
машина. Миша читал машинные команды какой-то программы и объяснял
что эта команда делает. На следующий день мы с Женей Иоселевич
продолжали читать команды программы и объясняли что они делают.
Это был контрольный выстрел по желанию в будущем посещать курсы
обучения языку программирования.
Трудоголик до изнеможения Максим компромиссов не признавал,
возражений тоже. Ярко выраженный тактик. Ему всегда нужно было -
здесь и сейчас. Когда Максим входил в кабинет Красникова,
Лев Фёдорович не садился в своё кресло, а падал в него...
"График оборота самолёта" и "Ступенчатая функция" - в лексиконе
и в делах Максима Михаила Семёновича составляли львиную долю.
Но основная заслуга Максима - автоматизация процесса составления
и тиражирования РДС, поскольку, после ухода Шаркевича, ответственность
за составление РДС вручную, без компьютера, никто не мог на себя взять.
Как-то Миша вернулся из отпуска, привёз молдавского вина,
пригласил к себе домой молодых сотрудников отдела. Сидим пьём.
Уже поздно, а вино не кончается. Трёхлетний сын Миши не идёт спать.
Ну я решил помочь отцу уговорить ребёнка идти спать:
Если ты будешь мало спать, то не вырастишь!
Ребёнок посмотрел на меня и изрёк:
А почему ты мало спал?
Миша как-то закатил глаза - мол знай наших.
Не было сомнений - ребёнок пошёл в отца.
Фрайман Алевтин Борисович
48 лет мы с Аликом дружим и многое нас связывает.
Почти пол века я восхищаюсь как он просто и легко берётся
за решение масштабных актуальных задач и решает их.
Достаточно назвать проекты с его активным участием:
- создание модели поведения пассажира (автор);
- текущее планирование транспортной деятельности ГА;
- создание Российской системы взаиморасчетов на воздушном транспорте.
Понятно, что простота и легкость это следствие мощной аналитической работы.
С радостью вспоминаю как мы самозабвенно работали и отдыхали в Риге.
Алик умел общаться с коллегами внутри Института и вне его -
это вдохновляло нас и каждый старался быть лучше,
особенно наш ручной принтер техник Топся.
Руководителем моей работы над диссертацией был Фрайман. Когда я сообщил
Алику, что для третьей главы у меня есть хороший алгоритм поиска кратчайших
путей на сети, он сказал, что хороших алгоритмов сотни тысяч - необходимо
показать при каких условиях твой алгоритм лучше всех известных, классических
алгоритмов. И с этого момента началось...
После детального анализа структур пяти лучших алгоритмов, включая и мой,
был выбран Показатель Сложности Сети (ПСС).
Сеть, на которой выполняется "правило треугольника" (сумма любых двух
сторон треугольника - больше третьей), называется плоской и ПСС = 0.
Сеть плоская, если длины дуг представлены, например, ортодромическими
расстояниями.
Сеть, на которой может нарушается "правило треугольника", называется
выпуклой и ПСС > 0. Сеть выпуклая, если длины дуг представлены, например,
себестоимостью авиаперевозок.
При ПСС = 0 из пяти алгоритмов мой алгоритм был на 3 или на 4 месте,
а при увеличении ПСС мой алгоритм "Квазиупорядоченная очередь" устойчиво
занимал 1 место.
А теперь, говорит Фрайман, несмотря на убедительные результаты
тестирования, летим в Ленинград в ЛГУ и в Москву в Институт системных
исследований, послушаем авторов конкурирующих алгоритмов, а алгоритмы
Форда и Дейкстры говорят сами за себя. После визитов Фрайман дал добро
на третью главу и зарядил на финиш.
11 апреля 2016 года Алевтину исполнилось 70 лет.
Ниже привожу фрагмент посвящения Алевтину:
***
С коллегами общался на равных
И не боялся показаться дураком,
Как видно, это плац для дел славных,
Без интриг и зависти кругом.
Всегда был честен пред собой,
И знал себе железно цену,
Когда не мог, ты не трубил "Отбой"
Что-то менял, но не цель на пену.
***
Цуманов Игорь Михайлович
Он не просто талантливый программист, он программист-фанат.
Игорь прекрасно знает алгоритмы оптимизации на сети и когда он
ознакомился с моим алгоритмом поиска - его это так "зацепило",
что на какое-то время он потерял дар речи: вращает руками,
имитируя работу алгоритма, лицо покраснело от волнения.
Меня его реакция и обрадовала, и огорчила: я так долго
корпел над этим, а он враз всё понял, правда, сказать ничего не смог.
Тестирование РДС-1968 не могло быть выполнено без его
расчёта плана полёта по прямым связям РДС с учётом карты воздушных
трасс СССР и нормативной информации.
Линис Валдемар Карлович
Математик. Супер программист.
Подходишь к нему с вопросом и он отвечает тут же так точно и чётко
как будто мы об этом рассуждали не менее часа. Похоже на то что какую-то
часть своих знаний он держит в оперативной памяти и ответы на все мои
вопросы находились именно в ней.
Как-то он мне сказал (привожу только суть): чтобы сказать своё слово
по алгоритму поиска кратчайших путей на сети - надо пройти длинный путь.
Валдемар Карлович - кумир для многих программистов, для тех кто
пытается решает задачу с минимальными ресурсами.
Шуин Вадим Сергеевич
Система Минск-2222 рождалась, как и положено, в муках. Первым
пользователем кто сел за пульт системы был я. Почему я так уверен в этом -
потому что система не работала. За спиной стоят Вадим Шуин - начальник
отдела и Игорь Денисов - (не помню должности) конструктор системы.
Не работает! Зависает.
Может твоя программа - ку-ку.
Эта рабочая программа!
В таких случаях трудно за что-то зацепиться. Двое за спиной
волнуются, а я ещё пуще - нужно срочно отлаживать программы для
"Тестирования РДС". И, как обычно, когда "жаренный петух" дает о себе
знать, появляется чуйка: прямо с пульта ввёл программу: пронумеровал
ячейки оперативной памяти; читаю пронумерованные ячейки и если
ожидаемого номера нет - этот номер вывожу на печать. О боже: каждой
сотой (в восьмеричной системе) ячейки памяти - нет. Игорь Денисов
побелел:
Может можно писать программы без этих ячеек...
???
Высокий Вадим Сергеевич совсем вытянулся как будто встал на ходули.
Они ушли - ушёл и я.
На следующий день ко мне подходит Вадим и, загадочно улыбаясь,
достает из кармана целую горсть: сопротивлений, диодов, ёмкостей, ...
Что это? спрашиваю я.
Иди работай.
Самый короткий, понятный и полный благодарности ответ.
Шуин был немногословен, но добрых дел наделать он успел не мало!
Конечно, много не названных коллег с кем я общался ...
Теперь мне без четверти век и предусмотрительность вытесняет любопытство.
Замечательная идея написать сейчас о людях и задачах ЦНИИ АСУ ГА
и эти строки тому свидетельство. А что будет через 20-30 лет?
Кто придет на смену уникальной общности людей с улицы Айвиекстес?
Мои три копейки
======================================================================
Молодого специалиста до погружения в первую задачу должны научить:
- излагать мысль на листе;
- составлять план работ, как минимум, на день вперёд;
- вести "шпаргалки" для всех своих разработок и используемых
приложений.
=====================================================================
Формула анализа (она легко запоминается):
Изучи Известное Извлеки Исходные Истины Исследуй Искомое (7И)
- пощади окружающих и не будь - занудой;
- не изводи себя и не ожидай - благодарности, заботы, внимания;
- в любой ситуации помни - могло быть хуже.
======================================================================
Комментариев нет:
Отправить комментарий