суббота, 26 ноября 2016 г.

Книга о ЦНИИАСУГА: DROZD IRBE PEGAS CHESS :)

Добрый вечер, Субхи!
Прочел с интересом, Саша молодец!
Хотел было оставить комментарий на его рассказ, но потом оказалось, что материала больше, чем на страницу. Пришлось написать отдельно в виде рассказа.
Высылаю.

Женя

26.11.2016



Нахлынуло…
Как это часто бывает, когда беседуешь с человеком, с которым проработал (я бы сказал, даже прожил) много лет бок о бок в одном отделе, многое и вспоминается о тех годах жизни. Вот, прочитал я рассказ Саши Мельника, и как будто поговорил, вспомнил его рассудительный (всегда) и мягкий «чарующий» голос. Позволю себе дополнить его интересное повествование относительно двух «вещей»: ИРБЕ и шахмат для «ИКАРа».
Не помню, кто предложил название «ИРБЕ». Но, раз Мельник сказал Попов, значит так оно и было. А вот английскую «расшифровку» названия нового Института – «ИРБЕ – Институт коммерческих систем на воздушном транспорте» (сокращенно ИКС ВТ), который фигурировал в приказах и указаниях Департамента воздушного транспорта (ДВТ) Минтранса РСФСР (это 1992 год, об этом ниже) Алик Фрайман поручил мне.
Тут ведь что интересно: для Латвии в 1991-1992 гг. наименование института «ИКС ВТ» ничего не означало, а вот ИРБЕ (по лат. IRBE) – очень даже много. Во-первых, это птица такая – куропатка (в переводе с лат.). Во-вторых, это великолепный вратарь рижского «Динамо» в 1986-1991 гг. (а в 1989-1990 гг. и сборной СССР) – Артур Ирбе. В-третьих, в Латвии, на территории, где и сейчас проживает некоторое количество коренных «латышей» ливов (Курземе), так сказать аборигенов, течет река Ирбе.
Вот и получилось (по-английски): IRBEInstitute Research Business Environment (for Airlines), иначе – Институт исследований коммерческой деятельности для авиакомпаний, что почти то же самое, что ИКС ВТ по-русски - Институт коммерческих систем на воздушном транспорте. Ну, и для Латвии же я придумал логотип соответствующий для IRBE (тут главное – цвет красных (кадмиевых) полосок):
Причем американский адрес нашего института (для солидности) располагался по адресу офиса трэвел-агентства GlavsTravel, главой которого и владельцем к тому времени стал Alex Fraiman, в Нью-Йорке. И не просто в Нью-Йорке, а на 50-м этаже Empire State Building по Пятой авеню!
Любопытно и то, что изначально в ООО «ИРБЕ», Устав которого официально зарегистрирован в Регистре предприятий Латвийской Республики 18.02.1992, а также легализован в Консульском отделе Посольства России в Латвии 16.07.1993, основным участником с долей в 34% был ЦНИИ АСУ ГА (размер вклада составлял 34000 рублей, «приравненных к цене в долларах по курсу Банка Латвии», оттиск печати которого всё еще содержал герб СССР). Остальные участники – частные лица, среди которых 11 – сотрудники ЦНИИ АСУ ГА с общей долей в 50 единиц. Среди участников-акционеров значатся также лица из МГА, ГВЦ ГА, Главагентства ГА и др. (для особо любознательных могу раскрыть их имена). То есть предполагалась серьезная научно-производственная деятельность на рынках стран-Участников ООО (и третьих стран) «в целях разработки, производства и сбыта конкурентоспособной продукции в области информационных технологий и коммерческих систем на воздушном и других видах транспорта…». Скан первой страницы ниже.
Помню, как возмущался на (партийно ?)-производственном совещании в ЦНИИ М. Богомолов
- тогдашний зам.нач.института при обсуждении Устава: «какое-то нехорошее (типа «буржуазное») это слово в названии – «коммерческих», надо убрать».
Что касается ИРБЕ-ИКС ВТ и его деятельности на благо отечественной (российской) гражданской авиации, то это наименование увековечено в ряде документов ДВТ МТ РФ, например, в этом (см. п.4 Указания).
А что касается ПЕГАСа, то он, в силу правильной идеологии, как и вывел в своих исследованиях Александр Мельник сотоварищи, т.е. централизованной структуры организации грузоперевозок, так и не взлетел – тяжеловат оказался для постМГАшной «рыночной» экономики, хотя попытки внедрения системы (технологии) грузоперевозок и осуществлялись в ТКП (Транспортной Клиринговой Палате) в последующем.
Ну, а теперь, к шахматам в ИКАРе. Кто «родил» эту идею – не помню, может в комментариях кто-то подскажет? Когда – где-то в 1987 году. Как-то в разговорах с Жорой и Паническим Колей в гараже рядом с домом (в Митино) вспомнили про эти шахматы за рюмкой «чая», как говорится, на капоте машины.
У нашего Сан-Саныча Свиридова, который в то время жил в Болдерае, росли березы, пропитанные морскими ветрами (т.е. лучшего дерева для шахмат не найти). Были также и метровые чушки этой самой березы, так сказать, для домашнего хозяйства. Вот они и пошли «в дело»: Леня Калистратов снял кору для подсушки «тела», а Жора Попов, не утративший навыков работы на токарном станке, в подвале ЦНИИ АСУ ГА приступил к выточке вначале болванок, а затем и самих фигур (пешек, ладей, слонов и прочих ферзей). Дело было за малым – надо было выточить коней.
А как? За дело взялся сам начальник отдела №12 Алик Фрайман и вырезал перочинным ножичком своего коня. Бросил мне так это «через плечо». Мол, надо еще три таких…
Нельзя сказать, чтобы у меня не было опыта работы с деревом: ну, лодочки разные из сосновой коры в семилетнем возрасте. А тут такое… А дело было на отдыхе, в Плиеньциемсе, т.е. на нашей турбазе «ИКАР». Пришлось взяться за теорию и обзавестись инструментом: купил набор открыток с лошадями и детский набор стамесок (пять штук). И вот несколько дней, сидя на пляже под палящим солнцем Рижского взморья, я приступил к резке.
Первого коня я выточил довольно скоро (за день). А дальше меня начали мучать мысли: надо ж лучше, чем у шефа сделать. И пришла мысль конгениальная: третьего коня я сделаю двухголовым, а четвертого – трехголовым. Так и сделал, «хотите верьте, хотите – нет» (с)!
Да, к сожалению, проверить уже нельзя. Даже фотографии не осталось, не то, что шахмат. Почему не взяли их с собой? – вспоминали мы потом с Аликом не раз …

Комментировать в Facebook

2 комментария:

Георгий Попов комментирует...

Хочу подробнее остановиться на Фраймане - как скульптуре.
Первого коня ваял Алик. За оценкой своего творчества он обратился ко мне,
может потому что болванку под коня точил я.
Алик, говорю я, - уж больно красив твой конь и очень похож на тебя.
Ты бы в ночное сходил. Благо здесь во круге лошади пасутся. И твори ты
подальше от зеркала. И что вы думаете - в нём проснулся художник.
Представьте мысленно: он поместил это чудо "Фраймана" в центр сферы, а сам скользил по всей её поверхности отсекая всё лишнее из своего профиля -
получилась классическая фигура коня.
Три других коня, что ваял Дрозд - произведения искусства. Где они пасутся?

Анонимный комментирует...
Этот комментарий был удален администратором блога.