Добрый вечер, Субхи!
Высылаю.
Прочел с интересом, Саша молодец!
Хотел было оставить комментарий на его рассказ, но потом оказалось, что материала больше, чем на страницу. Пришлось написать отдельно в виде рассказа.
Женя
26.11.2016
Нахлынуло…
Как это часто бывает,
когда беседуешь с человеком, с которым
проработал (я бы сказал, даже прожил)
много лет бок о бок в одном отделе, многое
и вспоминается о тех годах жизни. Вот,
прочитал я рассказ Саши Мельника, и как
будто поговорил, вспомнил его рассудительный
(всегда) и мягкий «чарующий» голос.
Позволю себе дополнить его интересное
повествование относительно двух «вещей»:
ИРБЕ и шахмат для «ИКАРа».
Не помню, кто предложил
название «ИРБЕ». Но, раз Мельник сказал
Попов, значит так оно и было. А вот
английскую «расшифровку» названия
нового Института – «ИРБЕ – Институт
коммерческих систем на воздушном
транспорте» (сокращенно ИКС ВТ), который
фигурировал в приказах и указаниях
Департамента воздушного транспорта
(ДВТ) Минтранса РСФСР (это 1992 год, об этом
ниже) Алик Фрайман поручил мне.
Тут ведь что интересно:
для Латвии в 1991-1992 гг. наименование
института «ИКС ВТ» ничего не означало,
а вот ИРБЕ (по лат. IRBE) –
очень даже много. Во-первых, это птица
такая – куропатка (в переводе с лат.).
Во-вторых, это великолепный вратарь
рижского «Динамо» в 1986-1991 гг. (а в 1989-1990
гг. и сборной СССР) – Артур Ирбе. В-третьих,
в Латвии, на территории, где и сейчас
проживает некоторое количество коренных
«латышей» ливов (Курземе), так сказать
аборигенов, течет река Ирбе.
Вот и получилось
(по-английски): IRBE –
Institute Research
Business Environment
(for Airlines),
иначе – Институт исследований коммерческой
деятельности для авиакомпаний, что
почти то же самое, что ИКС ВТ по-русски
- Институт коммерческих систем на
воздушном транспорте. Ну, и для Латвии
же я придумал логотип соответствующий
для IRBE (тут главное – цвет
красных (кадмиевых) полосок):
Причем американский
адрес нашего института (для солидности)
располагался по адресу офиса
трэвел-агентства GlavsTravel,
главой которого и владельцем к тому
времени стал Alex Fraiman, в Нью-Йорке. И не
просто в Нью-Йорке, а на 50-м этаже Empire
State Building по
Пятой авеню!
Любопытно
и то, что изначально в ООО «ИРБЕ», Устав
которого официально зарегистрирован
в Регистре предприятий Латвийской
Республики 18.02.1992, а также легализован
в Консульском отделе Посольства России
в Латвии 16.07.1993, основным участником с
долей в 34% был ЦНИИ АСУ ГА (размер вклада
составлял 34000 рублей, «приравненных к
цене в долларах по курсу Банка Латвии»,
оттиск печати которого всё еще содержал
герб СССР). Остальные участники – частные
лица, среди которых 11 – сотрудники ЦНИИ
АСУ ГА с общей долей в 50 единиц. Среди
участников-акционеров значатся также
лица из МГА, ГВЦ ГА, Главагентства ГА и
др. (для особо любознательных могу
раскрыть их имена). То есть предполагалась
серьезная научно-производственная
деятельность на рынках стран-Участников
ООО (и третьих стран) «в целях разработки,
производства и сбыта конкурентоспособной
продукции в области информационных
технологий и коммерческих систем на
воздушном и других видах транспорта…».
Скан первой страницы ниже.
Помню, как возмущался
на (партийно ?)-производственном совещании
в ЦНИИ М. Богомолов
- тогдашний
зам.нач.института при обсуждении Устава:
«какое-то нехорошее (типа «буржуазное»)
это слово в названии – «коммерческих»,
надо убрать».
Что касается ИРБЕ-ИКС
ВТ и его деятельности на благо отечественной
(российской) гражданской авиации, то
это наименование увековечено в ряде
документов ДВТ МТ РФ, например, в этом
(см. п.4 Указания).
А что касается ПЕГАСа,
то он, в силу правильной идеологии, как
и вывел в своих исследованиях Александр
Мельник сотоварищи, т.е. централизованной
структуры организации грузоперевозок,
так и не взлетел – тяжеловат оказался
для постМГАшной «рыночной» экономики,
хотя попытки внедрения системы
(технологии) грузоперевозок и осуществлялись
в ТКП (Транспортной Клиринговой Палате)
в последующем.
Ну, а теперь, к шахматам
в ИКАРе. Кто «родил» эту идею – не помню,
может в комментариях кто-то подскажет?
Когда – где-то в 1987 году. Как-то в
разговорах с Жорой и Паническим Колей
в гараже рядом с домом (в Митино) вспомнили
про эти шахматы за рюмкой «чая», как
говорится, на капоте машины.
У нашего Сан-Саныча
Свиридова, который в то время жил в
Болдерае, росли березы, пропитанные
морскими ветрами (т.е. лучшего дерева
для шахмат не найти). Были также и метровые
чушки этой самой березы, так сказать,
для домашнего хозяйства. Вот они и пошли
«в дело»: Леня Калистратов снял кору
для подсушки «тела», а Жора Попов, не
утративший навыков работы на токарном
станке, в подвале ЦНИИ АСУ ГА приступил
к выточке вначале болванок, а затем и
самих фигур (пешек, ладей, слонов и прочих
ферзей). Дело было за малым – надо было
выточить коней.
А как? За дело взялся
сам начальник отдела №12 Алик Фрайман
и вырезал перочинным ножичком своего
коня. Бросил мне так это «через плечо».
Мол, надо еще три таких…
Нельзя сказать, чтобы
у меня не было опыта работы с деревом:
ну, лодочки разные из сосновой коры в
семилетнем возрасте. А тут такое… А
дело было на отдыхе, в Плиеньциемсе,
т.е. на нашей турбазе «ИКАР». Пришлось
взяться за теорию и обзавестись
инструментом: купил набор открыток с
лошадями и детский набор стамесок (пять
штук). И вот несколько дней, сидя на пляже
под палящим солнцем Рижского взморья,
я приступил к резке.
Первого коня я выточил
довольно скоро (за день). А дальше меня
начали мучать мысли: надо ж лучше, чем
у шефа сделать. И пришла мысль конгениальная:
третьего коня я сделаю двухголовым, а
четвертого – трехголовым. Так и сделал,
«хотите верьте, хотите – нет» (с)!
Да, к сожалению, проверить
уже нельзя. Даже фотографии не осталось,
не то, что шахмат. Почему не взяли их с
собой? – вспоминали мы потом с Аликом
не раз …
2 комментария:
Хочу подробнее остановиться на Фраймане - как скульптуре.
Первого коня ваял Алик. За оценкой своего творчества он обратился ко мне,
может потому что болванку под коня точил я.
Алик, говорю я, - уж больно красив твой конь и очень похож на тебя.
Ты бы в ночное сходил. Благо здесь во круге лошади пасутся. И твори ты
подальше от зеркала. И что вы думаете - в нём проснулся художник.
Представьте мысленно: он поместил это чудо "Фраймана" в центр сферы, а сам скользил по всей её поверхности отсекая всё лишнее из своего профиля -
получилась классическая фигура коня.
Три других коня, что ваял Дрозд - произведения искусства. Где они пасутся?
Отправить комментарий