вторник, 15 июня 2021 г.

К 50-летию ЦНИИАСУГА: поздравление от Е.Хойхина

 «Как поздней осени порою 

Бывают дни, бывает час, 

Когда повеет вдруг весною 

И что-то встрепенется в нас». 

    Так поется в известном романсе на слова Ф.И. Тютчева. Вот и во мне «встрепенулось»! И не «что-то»,  а весна 1970 года! А еще точнеe – день, когда мой начальник отдела дал мне необычное поручение, с которым я успешно справился. По моему разумению, этот день следует считать днем «зачатия» нашего института.  

    Хочешь верь, дорогой Субхи, хочешь не верь – твое право! Но начало было именно такое! 

Прочти мой труд и, надеюсь, последние сомнения у тебя исчезнут!  

И у наших коллег тоже!  

    Время безжалостно стирает из памяти многие события, даже милые сердцу. Но неизвестно откуда, они иногда возращаются. И как тут удержаться, чтобы не поделиться воспоминанием! 


Вот как это было


На то была Господня Воля,

Чтоб нам досталась эта доля!

И верю я, не от испуга

Родилась наша ЦНИИ АСУ ГА!


Уважаемые коллеги, приближающийся юбилей института напомнил мне одну историю, которую я хочу вам рассказать.

Безусловно, в том, что наш Научно-Вычислительный Центр был преобразован в ЦНИИ АСУ ГА, - заслуга всего нашего коллектива. Не спорю!

И тем не менее, главным аргументом в то время была тема, над которой работали мы, расписанцы.

Все началось в 1970 году, когда из-за болезни покинул свой пост Илларион Никифорович Шаркевич – человек-легенда, который в министерстве составлял расписания движения самолетов. Сказать, что это был авторитетный, талантливый специалист, - не сказать ничего! Это был корифей в своем деле, титан! И сегодня компьютерные программы, которыми пользуются экипажи при составлении маршрута полета, используют данные из его справочников. А сколько раз они переиздавались за годы с 1936 по 1965! Зайдите на форум штурманов! Там часто в сообщениях мелькает фраза: «А у Шаркевича ...». И это через 50 лет после его смерти! Фантастика!

В министерстве И.Н. Шаркевич создал «святая святых» - картотеку, которая содержала десятки, а то и сотню тысяч единиц информации, на основе которых составлялось расписание и решались другие важные вопросы.

Когда уходят такие титаны, они, как правило, не оставляют после себя даже близко им равных. Поэтому в министерстве возник если не шок, то глубокая озабоченность: что делать, кому передать составление расписания – основного документа отрасли. Для нас же встал извечный вопрос «To be, or not to be!», что в переводе означал: москвичи или мы.

С какой бы стороны ни смотреть на расписание движения самолетов: политической, экономической или какой-либо другой, - оно всегда было и будет привлекательным, «лакомым кусочком». Поэтому еще в середине 60-х годов за научно-исследовательскую работу у нас развернулась нешуточная борьба с московскими институтами. Тема звучала примерно так: исследование возможности применения ЭВМ при составлении расписания движения самолетов. Сегодня ее название звучит наивно, но тогда эта тема была более, чем актуальной. Безуспешные попытки составить расписание на вычислительных машинах «Урал-1» и «Урал-14» говорили об этом.

В споре с москвичами помог Х.Б. Кордонский. Как он мне рассказывал, ему удалось уговорить министра Е.Ф. Логинова в передаче этой работы нашему НВЦ. Конечно, все его аргументы основывались не на пустом месте. Нашими старшими коллегами были заранее проведены исследования, о которых я упомянул выше.

Для решения задачи требовалась ЭВМ с большой памятью, с большой производительностью процессора и переферийных устройств. Такой техники тогда еще не было, но у нас были умельцы – наши коллеги-машинисты. Спасибо им! Интересные истории вы, вероятно, уже знаете из рассказов И.Б. Гербаха, В.К.Линиса, Г.Л. Попова, Ю.М. Редина.

Позже мы были готовы составлять расписание на сдвоенной «Минск-2222», но автортитет И.Н. Шаркевича был настолько велик, что наши предложения в министерстве всерьез не рассматривались. И снова выручил Х.Б. Кордонский. Он предложил искать ошибки в расписании И.Н. Шаркевича. Пусть немного, но они были найдены. Это было начало признания наших возможностей, нашей компетентности. Если вы меня спроситите, в чем состояла главная черта расписанцев первого поколения, то я отвечу так - это умение предвидеть, собраться и упредить.

Но вернемся снова в 1970 год. Итак, мы или москвичи? – В министерстве произошло еще одно событие, о котором важно упомянуть. В мае 1970 года в должность министра ГА вступил Б.П. Бугаев, молодой и энергичный. Возможно поэтому, у нас, в НВЦ, события развивались как в пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». К нам прибыл настоящий ревизор в лице заместителя министра Н.П. Быкова. Прибыл как подобает ревизору, совершенно неожиданно. Представляете, какой был переполох!

На дворе стоял май или июнь 1970 года. Точную дату не помню. В комнату вошел Миша Максим, наш начальник отдела, и сказал с порога: «Сегодня всех прошу оставаться на своих местах. Возможно, нас посетит заместитель министра». Не знаю, насколько мы сами были интересны заместителю министра. Разве что на нас посмотреть, какие мы молодые, красивые и талантливые. Правда, кроме себя, нам было еще что показать. По тому времени это был шедевр, настоящее произведение искусства, созданное заботливыми руками Руфины Тимофеевны Красниковой. Не буду вас больше утомлять: речь идет об уникальной карте воздушных трасс СССР. Такой карты даже в министерстве не было! Она занимала почти всю стену нашей большой комнаты. От постороннего взгляда карта закрывалась плотным занавесом. Спустя годы мы к ней привыкли, но тогда она была нашей гордостью. Когда хозяйка карты раздвигала занавес, взору предствлялась картина, какую даже в Лувре не найти.

Мог ли уважаемый заместитель министра, пройти мимо такого чуда? – Конечно нет! Кроме карты, еще одним чудом было то, что вся картотека И.Н. Шаркевича была перенесена нами на магнитные носители. О готовых программах я уже молчу!

Таким образом, мы не оставили москвичам никаких шансов! Вот и выпал нам, коллеги, джокер! Осталось только закрепить успех.

Теперь, после исторического отступления, позвольте мне перейти к лирическому.

На Руси всегда было принято сначала дорогого гостя усадить за стол, хорошо накормить, напоить, и лишь потом дела делать. Но можно и поменять порядок: ведь от перестановки мест слагаемых результат не меняется. Закон математики! Так мы и поступили.

После сообщения о ревизоре подходит ко мне Миша Максим и говорит: «Женя, сбегай к директору «Аэлиты» и скажи ему, пусть готовит обед в честь нашего гостя!».

Путь до «Аэлиты», как известно, совсем небольшой, но за это время я успел задать себе вопрос, почему Максим выбрал меня. Поручение можно было дать девочке-технику, а еще лучше - кому-нибудь посолиднее. В то время я числился молодым специалистом первого года службы, и вид у меня был соответствующий. Единственно, что я мог предположить, так это то, что совсем недавно на меня была возложена самая важная задача в расписании – создание условий для безопасного выполнения полетов.

Гордый от такой мысли я переступил порог кабинета директора столовой. Он сидел за столом. Взглянув на меня, директор молча сделал головой жест, который ясно мне сказал: «Что тебе надо, мальчик?». «Надо не мне, а Вам!», - мысленно ответил я ему, но вслух изложил данное мне поручение. Никакого эффекта, по крайней мере внешне, на его лице я не заметил. Скорее всего, оно выражало скрытое недоверие, потому что за ним последовала фраза: «А меня никто об этом не предупредил». Что я ему мог на это ответить? Еще гордый от собственного достоинства я только развел руками, как бы говоря: «Ну что делать, меня тоже!».

Директор набрал номер телефона. На его первый звонок никто не ответил; на второй, видимо сектретарь, ему сообщила, что все начальство отправилось в аэропорт встречать гостя.

И тут наступил перелом. Не могу сказать точно: то ли я в глазах директора подрос, то ли он спустился до меня, но весь последующий диалог велся уже на равных. Директор посетовал на то, что, как назло, его закрома пусты, а на получение хороших продуктов может уйти много времени.

После этих его слов я понял, что наступил мой звездный час. Теперь уже я набираю номер телефона и товарищу на другом конце в двух словах объясняю проблему, а затем передаю трубку директору. Их разговор длился еще короче. Положив трубку, директор расплылся в улыбке и долго пожимал мне руку.

Возвращаться в НВЦ я не спешил. Стояла прекрасная погода, и меня распирало от успешно выполненного поручения. Возможно поэтому, наконец-то до меня дошло, почему Максим послал именно меня. И вообще, с какими умными коллегами я работаю: кроме того, что они точно знают кого, когда и куда посылать можно и нужно, они умеют вовремя делать уникальные вещи! Значит мне здорово повезло работать в отделе расписания! Есть у кого и чему научиться!

На обед меня не пригласили, и как он прошел - сказать не могу. Врать не буду. Думаю, на должном уровне. По крайней мере, продукты были первоклассными.

Теперь позвольте мне снова вернуться к исторической реальности. История умалчивает день «зачатия» нашего института, но лично у меня нет никаких сомнений, что это был день, который я вам описал. Нам доверили составление расписания, а через несколько месяцев мы выпустили свою первую книгу – расписание движения самолетов на зимнюю навигацию 1971 года.

И началось движение нашего центра в сторону интитута. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! И тогда пригласили Леню Рожнова, чтобы ускорить этот процесс. И представьте себе, он ускорил! Уже в следующем году, 5-го августа 1971 года, вышел приказ министра ГА о преобразовании НВЦ ГА в ЦНИИ АСУ ГА.

Вот и рассказу моему подошел конец, кто дочитал - тот молодец!

С ЮБИЛЕЕМ ВАС, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ!

ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ СЕМЬЯМ !

Евгений Хойхин, Берлин

Комментировать в Facebook

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Евгений чуток всколыхнул донный слой моих воспоминаний. Спасибо тебе, коллега(слово бывший здесь неуместно). Я в 1969 г. тоже был первогодком - зелёным початком.
Женю хорошо помню. Спец в нашем тогдашнем деле. И не удивительно, залогом тому служила особенность фамилии. Если ударение поставить на второй слог, то звучать фамилия будет по китайски. Вот вам, и успехи его становятся запрограммированными.